СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Введение
………………………………………………………………………………..
2
- Наброски
о роли автотранспортных
ассоциаций
на рынке
обучения……………………………………………………………………
3
- Совет по
схемам обучения на
транспорте…………………………………………..
6
- Министерство
транспорта…………………………………………………………..
.. 8
- Российская
транспортная
инспекция………………………………………………..
8
- Российский
автотранспортный
Союз………………………………………………..
8
- Региональные
ассоциации
автотранспорта………………………………………..
8
- Поставщики
услуг обучения на
транспорте………………………………………..
9
- Транспортные
операторы…………………………………………………………....
10
- Заключительные
ремарки…………………………………………………………..
10
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А –
Схематическая диаграмма
взаимодействия
различных
организаций/агентств………………………………………………
11
Приложение В –
Пример программы Курса
обучения по
“Сертификации
профессиональной
пригодности на грузовых
автотранспортных
перевозках”……………………………………………………………
12
РОЛЬ АССОЦИАЦИЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В
ОБУЧЕНИИ НА ТРАНСПОРТЕ
Концептуальная
модель
- Введение
В
ноябре 1998 года в рамках
настоящего проекта ТАСИС был
подготовлен “Отчет по
обучению для
автотранспортного сектора”, в
ходе работы над которым стало
ясно, что
- нет
недостатка в ресурсах для
удовлетворения требований
по обучению, возможности
по предоставлению услуг
обучения на транспорте
разрастаются, конкурируя
между собой за раздел
рынка обучения
автотранспортных
операторов
- качество
обучения варьируется и нет
единообразных стандартов
- поставщики
услуг обучения сами же
проверяют своих учащихся,
что только увеличивает
сомнения в значимости
выдаваемых сертификатов,
особенно при рассмотрении
вопроса в более широком
контексте – федеральном
или даже международном –
поскольку:
- в
такой ситуации всегда
остается вероятность
соблазна помочь
слушателям,
прослушавшим курс,
например, путем
натаскивания
слушателей только по
ответам на заранее
подготовленный список
вопросов (по которому
и будет проходить
экзамен) или путем
преподавания только
той части курса
(только тех предметов),
по которым
впоследствии будет
проводиться экзамен
- трудно
проводить
обоснованные
сравнения требований
и стандартов
различных курсов,
колледжей (учебных
центров) или
значимость
сертификатов,
выдаваемых
слушателям. Было бы
полезно сделать так,
чтобы будущие
работодатели имели
возможность получить
всю требуемую им
информацию о будущих
работниках,
окончивших означенные
курсы, чтобы лучшим
образом распределить
их по рабочим местам.
Поэтому
есть острая нужда в том, чтобы
был обеспечен контроль уровня
качества преподавания в
Центрах обучения на
автомобильном транспорте, так
же как и контроль качества
самой экзаменационной системы,
собой повсеместно в России.
Предполагается,
что региональные ассоциации
автомобильного транспорта –
возможно при координирующем
лидерстве Федеральной
ассоциации (РАС) – могут
сыграть полезную роль в данном
отношении. В ходе проведенного
Тура обучения в Великобритании
(в декабре 1998 года),
представители региональных
ассоциаций и Министерства
транспорта предложили, чтобы
проект помог им в
спецификации/уточнении
деталей их данной роли.
Настоящая разработка являет
такую попытку.
- Наброски
о роли автотранспортных
ассоциаций на рынке
обучения
Не
рекомендуется, чтобы
региональные автотранспортные
ассоциации непосредственно
сами как поставщики услуг
обучения вошли в традиционный
рынок обучения на
автотранспорте, который уже в
настоящее время переполнен.
Однако, есть необходимость в
стандартизации результатов
обучения и вообще присвоения
марки качества в целом ко всему
режиму/процессу обучения в
различных учебных центрах.
Если
допускается, что:
- есть
необходимость в передаче
права проведения
экзаменов от центров
обучения другим
организациям;
и
- есть
необходимость в
стандартизации частей
учебных курсов по
отдельным специальностям;
и
- есть
необходимость в том, чтобы
учебные центры
поддерживали связи и
консультировались с
автотранспортной отраслью
(в том числе ведущими
автотранспортными
предприятиями) по вопросам
организации новых курсов,
которые могут
потребоваться
транспортным операторам,
или по вопросам
усовершенствования
существующих курсов, с тем,
чтобы предлагаемое
обучение отвечало нуждам
операторов,
тогда
возникает целый ряд
возможностей для ассоциаций
автотранспорта помогать
реализации полномочий
Министерства транспорта в
обучении на автотранспорте,
при этом не вмешиваясь прямо
или косвенно в эти полномочия.
Принимая участие в менеджменте
и мониторинге за процессом
обучения, автотранспортные
ассоциации явятся просто
гарантом того, что правильно
реализуются цели политики
Министерства транспорта в
области обучения.
Рекомендуется
реализовать следующие
изменения в системе обучения:
- Создать
независимый Орган
(Комиссию) по экзаменам,
который разработает и
зафиксирует стандарт
(набор экзаменов и
требований их проведения)
по отдельным выбранным
ключевым автотранспортным
специальностям. Вовсе не
предлагается
стандартизировать все
экзамены по всем
специальностям – это
нужно сделать только по
тем из них, которые
касаются безопасности
дорожного движения или
соответствия ведения
автотранспортного бизнеса
законодательным нормам и
правилам, для таких
специальностей должны
быть разработаны
унифицированные
(единообразные) стандарты
Федерального уровня. В
частности, предлагается,
чтобы был разработан и
введен в действие
федеральный стандарт
экзаменов для менеджеров
автотранспортного бизнеса
(при выдаче Сертификата
профессиональной
пригодности), а также для
менеджеров по
безопасности дорожного
движения.
- Этот
независимый Орган по
экзаменам не должен иметь
никаких прямых связей с
организациями,
предоставляющими услуги
обучения на
автотранспорте. Основной
задачей этого Органа
является оценка качества
знаний слушателей,
подготовленными
обучающими организациями.
Для выполнения данной
задачи Орган по экзаменам
будет разрабатывать
стандартный набор
экзаменационных вопросов
и выступать гарантом того,
что организаторы
экзаменов будут следовать
процедурам, предписанным
стандартами проведения
экзаменов.
- Независимый
Орган по экзаменам должен
состоять из экспертов
высокой академической
(научной) и
профессиональной
российской квалификации.
Существенным
преимуществом Органа по
экзаменам было бы если его
члены выбирались из числа
специалистов в различных
областях знаний, связанных
с автотранспортом, в том
числе из рядов менеджеров
автотранспорта. Это в
какой-то мере будет
гарантировать, что
экзаменационные вопросы и
темы будут
соответствовать насущным
потребностям
автотранспортной отрасли.
Предлагается, чтобы
автотранспортным
ассоциациям позволялось
направлять своих
представителей на
заседания Органа по
экзаменам, на которых
будет происходить отбор
экзаменационных вопросов.
Эти представители до
посещения заседания
должны прежде провести
консультации с членами
своей ассоциации по
вопросам потребности
автотранспортных
предприятий и
предпринимателей в
обучении теории и практике
автотранспортного
бизнеса, а также должны
прояснить точку зрения
членов ассоциации на
действующую систему
проверки знаний после
обучения.
- Рекомендуется,
чтобы Российская
транспортная инспекция
(РТИ) и ГИБДД могли также
направлять своих
представителей на
заседания Органа по
экзаменам (и даже
поощрялись к этому). На
этих заседаниях они могли
бы получать информацию,
что называется из первых
рук о проблемах, стоящих
перед отраслью, в
частности о проблемах того
негативного влияния,
которое автотранспортная
отрасль оказывает на
других пользователей
автодорог.
- Рекомендуется,
чтобы были разработаны и
утверждены программы
Курса по профессиональной
пригодности и Курса по
квалификации
автотранспортного бизнеса
по безопасности дорожного
движения. Разработку
рекомендуется выполнить в
соответствии с
консультациями с
представителями
автотранспортного
бизнеса, удобнее и проще в
качестве таких
представителей выбрать
региональные ассоциации
автотранспортных
предприятий и
предпринимателей, а также
представителей
Российского
автотранспортного союза
(Федеральной ассоциации). В
соответствии с
происходящими изменениями
на рынке автотранспортных
перевозок (по мере их
появления) нужно будет в
обе программы включать
новые требования и
предметы. Соответственные
изменения нужно будет
проделать и в списке
экзаменационных вопросов
(например, очевидно, что
нужно в традиционные курсы
включить такие предметы
как “экономика транспорта
и финансы”).
- Рекомендуется,
чтобы Банк
экзаменационных вопросов
(обновляемый постоянно и
развивающийся)
использовался всеми – без
исключения – поставщиками
услуг обучения
- Рекомендуется,
чтобы отметка о
прохождении различных
экзаменов была
стандартизирована, таким
образом, вообще говоря,
будет обеспечен
одинаковый уровень
компетенции для
присвоения различных
искомых квалификаций
- Рекомендуется,
чтобы работа в
экзаменационных Центрах
была организована таким
образом, чтобы любой
обратившийся туда
посетитель в любой момент
времени мог получить
консультацию или хотя бы
просто ответ на свои
вопросы, разъяснения по
процедуре экзаменов.
Предлагается для этого
использовать потенциал
региональных ассоциаций,
их служащих можно было бы
нанимать на эту работу по
контракту. Для ассоциаций
появится дополнительный
источник доходов, а для
экзаменационных
Центров/Органа по
экзаменам не будет нужды
нанимать постоянных
работников.
- Рекомендуется,
чтобы Органу по экзаменам
или какой-либо другой
организации была
предписана
ответственность по
изучению развивающейся
законодательной базы по
обучению в ЕС, тогда в
любой момент времени этот
Орган будет источником
информации по
гармонизации Российского
и зарубежного
законодательства.
- Многие
используемые при обучении
книги и другие источники
информации уже устарели. В
основном причиной
использования старых
источников является
недостаточное
финансирование, хотя
иногда и противодействие и
нежелание изменений.
Поэтому рекомендуется,
чтобы новые,
усовершенствованные
источники информации для
обучения подготавливались
централизованно. Это
обеспечит доступ всех
обучающихся к источникам
знаний единого качества,
кроме того таким образом
можно будет снизить
издержки на выпуск
печатных материалов.
Автотранспортным
ассоциациям можно было бы
дать разрешение продавать
эти стандартизированные
тексты-материалы к курсам
обучения (или дискеты,
компакт-диски) с небольшой
прибылью (надбавкой сверх
издержек на производство
материалов). Кроме того,
можно было бы
распространять такие
централизованно
приготовленные материалы
через Интернет.
- Обучение
преподавателей: Первым
шагом в направлении
стандартов обучения
должна быть гармонизация и
мониторинг
экзаменационной системы,
это позволит проводить
беспристрастные сравнения
качества услуг
поставщиков обучения.
После того, как это будет
достигнуто, желательно
было бы утвердить те
минимальные стандарты,
которым должны
удовлетворять образование
и знания преподавателей.
Суммируя:
таким образом ниша обучения,
которая может быть занята
ассоциациями выглядит
следующим образом:
- распространять
согласованную/стандартизированную
Программу курса обучения
для проверки
профессиональной
компетенции
автотранспортных
операторов при (1)
вхождении на рынок
перевозок и (2) проверке
удовлетворения требований
безопасности и другим
вопросам, связанным с
законодательными нормами
ведения автотранспортного
бизнеса
- разработать
и эксплуатировать Банк
экзаменационных вопросов,
который будет применяться
всеми признаваемыми
поставщиками услуг
обучения
- проводить
произвольные
инспекционные визиты в
Экзаменационные центры.
Хотя
до сих пор Министерство
транспорта принимало на себя
большинство из этих функций
(например сертификацию
региональных центров
обучения), этот путь не
обязательно является самым
эффективным.
Логической
стартовой точкой настоящих
предложений служит тот факт,
что транспортное
законодательство является
первоочередной задачей и
ответственностью Министерства
транспорта, при этом в сфере
автотранспорта Департамент
автомобильного транспорта
должен подготавливать
предложения по новому
законодательству, передавать
их в Юридический Департамент
Министерства, который далее с
ними работает. Лицензирование
транспортных операторов и
связанные с этим нормы
принуждения являются задачей
Транспортной инспекции (РТИ),
являющейся частью
Министерства транспорта.
Транспортное законодательство
находится в почти непрерывном
процессе изменений и
адаптации. Оно должно, по
определению, быть динамичным и
должно со временем стать таким,
чтобы соответствовать
принятым в мире стандартам
(гармонизироваться с ними),
поскольку имеет место рост
торгового оборота (а значит и
перевозок) с большинством
торговых блоков на Востоке и
Западе.
Пока
Министерство транспорта
является главным действующим
лицом в области
законодательства, это служит
хорошей позицией для помощи в
формулировке Программ курса
обучения на транспорте,
которые должны полностью
отражать суть вопросов и
должны обновляться в
соответствии с обновлением и
изменением законодательства.
Было бы удобнее всего, если бы
Министерство транспорта
инициировало учреждение
“Совета по схемам обучения на
транспорте”, который будет
регулярно проводить заседания
(1) для анализа Программ
обучения и (2) для установления
содержания и типов экзаменов,
которые и проверят
компетентность, то есть
соответствие стандартам.
Основное
преимущество (даже сила)
региональных ассоциаций –
координируемых Федеральной
ассоциацией – заключается в их
возможности достичь все уголки
России и, поэтому, они могли бы
создать и эксплуатировать сеть
обучения с
децентрализованными
поставщиками услуг обучения.
Конечно, Министерство
образования имеет свою
“историческую” роль и
ответственность в связи с
любыми профессиональными
программами обучения и
центрами по обучению, поэтому
его участие в любой из
предложенных реформ или при
изменении каких-либо подходов
будет существенным для
реализации намеченных
улучшений.
В
связи с эти предложенный Совет
по схемам обучения на
транспорте может быть
составлен следующим образом:
- Представители
Министерства образования
- Министерство
транспорта (Департамента
автотранспорта/Департамента
по обучению и
профессиональной
подготовке)
- Российская
транспортная инспекция
(часть Минтранса)
- Российский
автотранспортный Союз
(РАС).
Совет
мог бы возглавляться или
представителями Министерства
транспорта или
представителями Министерства
образования, что же касается
секретариата Совета, то лучше
всего, если бы эти функции
выполнялись представителями
Российского автотранспортного
Союза. Прилагаемая
схематическая диаграмма
(Приложение А) иллюстрирует
роль и взаимосвязи различных
органов и сторон этого проекта.
Детали и содержание схемы
описаны в последующих
разделах.
- Совет по
схемам обучения на
транспорте
Предложенный
состав:
- 1 человек
в качестве председателя
(из Министерства
транспорта или
Министерства образования)
- 1
представитель от
Министерства транспорта
или Министерства
образования (в зависимости
от того, кого представляет
председатель)
- 2
представителя от
Российской транспортной
инспекции (как от части
Минтранса, один человек из
Москвы, один – из региона)
- 2
представителя от
Российского
автотранспортного Союза
(РАС).
Совет
будет ежеквартально
встречаться, чтобы
анализировать произошедшие
законодательные изменения,
разрабатывать Программы
обучения и строить Банк
экзаменационных вопросов по
курсам обучения. В его поле
зрения будут находиться
следующие курсы:
- профессиональная
компетентность/профпригодность
на грузовом транспорте
- профессиональная
компетентность/профпригодность
на пассажирском
транспорте
- перевозки
опасных грузов по
автомобильным дорогам.
Прочие пункты могут
быть добавлены. если это
будет необходимо.
Совет – имея
малочисленный состав –
явится одним из “органов
разработки политики”.
Понадобятся разовые или
более менее постоянные
Рабочие группы,
поддерживающие выполнение
функций Совета, в
особенности в течение
первого года работы
данного Совета.
Первый пересмотр
большинства Программ
обучения будет
настоятельной
потребностью. Специальные
усилия нужно будет
посвятить решению этой
задачи, нужно будет
отобрать что есть хорошего
в существующих учебных
материалах, выбросить за
борт все менее
существенное или
устаревшие материалы, и
заполнить некоторые
обнаруженные пробелы
современными материалами
или переработанными
учебными материалами.
Совет должен подготовить
краткое изложение
направлений решения этой
специальной задачи и
гарантировать, что будет
выполнено то, что
необходимо и в
определенные оговоренные
сроки.
Банк
экзаменационных вопросов
будет разработан с
использованием
компьютерной базы данных,
из которой путем случайной
выборки будут
формироваться конкретные
экзамены.
Конфиденциальность и
целостность системы будет
поддерживаться путем
постоянного соответствия
единообразным высоким
стандартам.
Межрегиональная
коммуникационная система
между Российским
автотранспортным Союзом и
региональными
ассоциациями должна стать
гарантией этого. Ведь
фундаментальный интерес
Российского
автотранспортного Союза и
региональных ассоциаций
заключается в хорошем
имидже автотранспортного
сектора экономики.
Имеют место
взаимосвязи между
содержанием Программ
обучения и экзаменами
(Банком экзаменационных
вопросов), что явится
залогом налаживания
сотрудничества между
всеми сторонами,
работающими по данному
вопросу.
Другой важной
чертой или задачей
является
учреждение/установление
“стандартных отметок” о
прохождении экзамена, они
должны быть разработаны и
зафиксированы Советом.
В приложении В к
данному отчету приведен
пример того, как может
выглядеть новый или
усовершенствованный
“Сертификат
профессиональной
пригодности” для грузовых
автотранспортных
перевозок.
- Министерство
транспорта
Министерству нужно
будет играть ведущую роль
в определении
транспортной политики и
законодательства,
нацеленных на оптимальную
безопасность и
экономическое развитие
транспорта.
Участие в Совете по
схемам обучения на
транспорте будет
способствовать
дальнейшему росту
требований к качеству,
финансовой устойчивости и
выполнению стандартов, что
так необходимо для данного
сектора экономики.
- Российская
транспортная инспекция
Так как РТИ
приглашается к участию в
работе Совета по схемам
обучения на транспорте для
разработки вклада в
Программы обучения и
развитие Банка
экзаменационных вопросов,
то ее обычные роль и
функции, оставаясь
практически неизменными,
окажутся востребованными
Советом. Явным
преимуществом участия РТИ
в Совете явится то, что
лицензии будут выдаваться
только так называемым
“добросовестным”
заявителям, которые могут
представить Сертификат
профессиональной
пригодности. основанный на
стандартах, ободренных
Советом по схемам обучения
на транспорте
- Российский
автотранспортный Союз
Эта новая
организация в Совете будет
выполнять функции
секретариата и будет
выпускать (одобренные)
Программы курсов обучения.
Союз также будет
своеобразным опекуном
Банка экзаменационных
вопросов, будет
наблюдателем за
процессами экзаменов и
будет выдавать
сертификаты от имени
Совета (через
соответствующие
региональные ассоциации).
Затраты на предоставление
таких услуг могли бы
покрываться за счет платы
за экзамен, взимаемой с
кандидатов, внесенных в
экзаменационный список.
- Региональные
ассоциации автотранспорта
От
всех (сертифицированных)
поставщиков услуг обучения на
автотранспорте будет
требоваться. чтобы они были
членами региональных
ассоциаций автотранспорта (во
многих случаях, они уже
являются членами).
Региональные ассоциации будут
выпускать все экзаменационные
бумаги для сертифицированных
или одобренных Центров
обучения в оговоренное время и
будут проводить время от
времени инспектирование
ведения экзаменов, проверяя:
- должное
ведение экзаменов
- использование
положенных (помеченных
каким-либо образом) бумаг с
вопросами и ответами
- идентичность
кандидатов.
Финансирование
такого рода деятельности будет
вестись через структуру
взимания платы за экзамен.
Дополнительно,
региональные ассоциации будут
предоставлять сами – или
организовывать курсы
переобучения для
преподавателей поставщиков
услуг обучения на транспорте.
Это станет еще одним
источником доходов для
ассоциаций, поскольку
переобучение будет
обязательным/принудительным
если поставщик услуг обучения
хочет: (1) продолжать работать
как одобренный Центр обучения
и (2) получить Сертификат на
обучение, одобренный Советом
по схемам обучения на
транспорте. Без этого
переобучения будет невозможно
гарантировать, что
предоставляемое обучение
находится в соответствии с
изменениями в транспортном
законодательстве и/или с более
строгими требованиями
(например по безопасности
дорожного движения).
- Поставщики
услуг обучения на
транспорте
В
чисто количественных терминах
рынок обучения на транспорте
достаточно хорошо
обслуживается поставщиками
таких услуг. Однако под
вопросом остается такая
составляющая обучения, как
качество в соответствии со
стандартами. Будучи членами
региональных ассоциаций,
поставщики услуг обучения на
автотранспорте получат:
- обновленные
Программы обучения в
соответствии с
национальными стандартами
- обновленное
обучение преподавателей
- им будут
поставляться кандидаты на
обучение (посредством
требований к кандидатам
при рассмотрении вопроса
выдачи им лицензии), также
это будет способствовать
притоку членов в
региональные ассоциации
- упомянутую
марку качества для своих
услуг.
Поставщики
услуг обучения, имеющие лучшие
показатели прохождения
обученных ими кандидатов через
экзамен, станут вероятно
наиболее успешными в
привлечении новых кандидатов
на обучение. Ощущение разницы в
ценах будет не так
чувствоваться, если качество
предоставляемого обучения
станет гарантией прохождения
кандидатами экзаменационного
процесса. Одним из дел (и одним
из интересов) региональных
ассоциаций должен стать
мониторинг и предоставление
информации по качеству услуг
обучения и по показателям
успешной сдачи экзаменов
(своеобразный рейтинг
поставщиков услуг обучения).
Поставщикам
услуг обучения на транспорте
нужно будет переформулировать
их ценовую политику за услуги
обучения, отделив затраты на
обучение от платы за экзамен,
которая должна быть
установлена единой по всей
стране Советом по схемам
обучения на транспорте.
Первым
шагом в направлении стандартов
обучения должна быть
гармонизация и мониторинг
экзаменационной системы, это
позволит проводить
беспристрастные сравнения
качества услуг поставщиков
обучения. После того, как это
будет достигнуто, желательно
было бы утвердить те
минимальные стандарты, которым
должны удовлетворять
образование и знания
преподавателей.
Первым
шагом в Программе
(пере)обучения преподавателей
должно стать введение системы
аккредитации преподавателей,
при этом будет учитываться их
предыдущая квалификация и,
возможно, результаты их
последующего тестирования.
Кроме того этот первый шаг
должен состоять из
установления набора
требований к переобучению и
повышению квалификации.
Автотранспортные
ассоциации должны быть
наделены
правом/ответственностью
просмотра и проверки заявлений
на аккредитацию и,
соответственно, должны
гарантировать, что заявления
соответствуют предусмотренным
правилам по продолжению
образования/переобучению (по
непрерывному образованию)
преподавателей. Работодатели
будущих слушателей – или
слушатели сами
непосредственно - должны иметь
возможность
проконсультироваться в
региональной ассоциации
автотранспорта относительно
всех интересующих их сведений
о предлагаемых курсах обучения
в данном регионе или сведений
об аккредитованных
преподавателях.
- Транспортные
операторы
Вовлечение
ассоциаций в аудит
качества и мониторинг
обучения способом,
описанным выше, будет
гарантировать, что
транспортные операторы
будут иметь персонал,
обученный в соответствии с
вполне определенными,
обстоятельными
стандартами.
Стать членом
ассоциации станет
привычным делом для того,
чтобы получить доступ к
обучению на требуемом
уровне, удостоверенном
Советом по схемам обучения
на транспорте.
Только таким путем
создания системы
замкнутого типа/замкнутой
петли можно создать
дешевую систему обучения,
не соответствующее
стандартам обучение (даже
безотносительно к
проведению контроля
процедур обучения) будет
вырвано с корнем. Затраты
на обучение могут
повсеместно незначительно
расти, но ценообразование
должно применяться по
единообразной схеме и
относиться за счет
пользователей транспорта
(расходы на обучение
должны относиться на
себестоимость перевозок).
- Заключительные
ремарки
Различные
участники – операторы
транспортного рынка,
ассоциации, Транспортная
инспекция и Министерство
транспорта – должны
действовать совместно, чтобы
включить поставщиков услуг
обучения на транспорте в
реформу описанную выше.
Предложенному Совету по схемам
обучения на транспорте нужно
инициировать реформы такого
рода, захватить необходимое
лидерство в реализации реформ.
Совету должны быть даны
полномочия по реализации
описанной системы кольцевого
замкнутого типа.
Приложение
А – Схематическая диаграмма
взаимодействия различных
организаций/агентств
Приложение
B - Пример программы Курса
обучения по “Сертификации
профессиональной пригодности
на грузовых автотранспортных
перевозках”
|