ПРОСТЕЙШАЯ ЭКОНОМИКА ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА |
МОЖЕТ ЛИ ЭТОТ БИЗНЕС БЫТЬ ПРИБЫЛЬНЫМ?Для того, чтобы определить могут ли быть пассажирские перевозки прибыльными, должна быть абсолютно прозрачна и ясна законодательная база, регулирующая их, она должна быть доступна и понятна всем перевозчикам. Эта законодательная база должна охватывать следующие вопросы:
Как только такая законодательная база будет создана и станет прозрачной и однозначно понимаемой, только тогда перевозчики могут начать процесс создания прибыльных предприятий. Первым шагом в этом направлении должно стать исследование: сколько тратится на эксплуатацию автотранспортных средств и предоставление требуемых услуг.
Капиталовложения на приобретение парка автотранспортных средств Если пассажирское транспортное предприятие начинает, что называется с нуля - в нем нет автотранспортных средств вообще, то первое, что нужно выяснить, это - сколько будет стоить приобретение автотранспортных средств, сколько будет стоить их лизинг. Выясняя эти цены, следует также учесть все проценты или какие-либо другие сборы и платежи, которые будут сопутствовать процессам покупки или лизинга. В случае имеющегося у предприятия парка автотранспорта, нужно будет провести расчеты по накопленной амортизации на восстановление (замену парка автотранспортных средств, если имеющийся парк является изношенным. В этих расчетах делается предположение, что стоимость автотранспортных средств постепенно теряется по мере их эксплуатации, так как они изнашиваются ежегодно, таким образом к концу периода эксплуатации автотранспортные средства практически не имеют никакой стоимости. Срок амортизации зависит от первоначальной стоимости автотранспортного средства, экономически оправданного срока службы и процедур учета и отчетности, принятых в этом бизнесе. Сумма допускаемого начисления амортизации по каждому автотранспортному средству и любые капитальные средства на предприятии должны накапливаться в течение каждого года, инвестирование этих средств должно быть только обоснованным, таким образом, на предприятии к нужному моменту времени должны существовать фонды на обновление и замену парка автотранспортных средств. Процедуры инвестирования в строительство производственных зданий и сооружений, а также в ремонтное оборудование и соответствующее обустройство производственно-технической базы также должны быть четко сформулированными и утвержденными. Завершив расчеты с требуемыми капиталовложениями на приобретение или обновление парка автотранспортных средств и сформулировав меры по реализации достижения требуемого парка автотранспортных средств, на следующем этапе расчетов нужно заняться расходами на эксплуатацию автотранспорта. При этом следует принять во внимание следующие расходы:
Вообще говоря эти расходы могут относиться к каждому автотранспортному средству, соответственно принятой периодичности техосмотра и техухода, а также незапланированному ремонту. В конечном счете назначенные суммы эксплуатационных расходов могут варьироваться, так как разными являются требования к каждой модели и типу автотранспортных средств. Очень важно аккуратно распределить суммы эксплуатационных расходов по моделям и типам автотранспортных средств, чтобы можно было провести между ними сравнение и определить наиболее надежные и экономически эффективные автотранспортные средства для каждой транспортной операции. Также важно определиться с расходами на любые виды ремонтных работ, которые могут потребоваться в результате повреждения при ДТП, эти цены можно будет сравнить с расходами по улучшению обучения и контроля за безопасностью, поскольку эти меры могут привести к снижению аварийности и соответствующих расходов. Оперативные расходы на эксплуатацию автотранспортных средств Следующий шаг заключается в том, чтобы определить во что обходится эксплуатация автотранспортного средства. Здесь следует рассмотреть следующее:
Определившись после этого шага в сумме расходов нашего предприятия, далее следует решить какой уровень рентабельности мы бы хотели иметь и подсчитать вероятное налогообложение нашего предприятия.
Как получить платежи за оказываемые транспортные услуги, которые покрывали бы расходы Поскольку уже определена сумма издержек на выполнение транспортного обслуживания, то на следующем этапе нужно решить вопрос, кто будет за все это платить? Поэтому на этой стадии нужно определить количество пассажиров, которое как ожидается будет обслужено и источники доходов. Если следовать политике, что за каждый рейс, независимо от того коротким или длинным он является, взимать одну и ту же плату (тариф за одну поездку), тогда нужно подсчитать сколько пассажиров перевозится за заданный период. Затем нужно разделить суммарные издержки (приплюсовав к ним налоги и желаемую прибыль) на общее количество перевезенных пассажиров, и эта величина покажет какой уровень тарифа за одну поездку следует установить. Эта величина расчетного тарифа должна возмещаться или напрямую самими пассажирами или местной администрацией, или федеральными органами власти или администрацией субъекта Федерации в форме субсидий или налоговых льгот. Обычно доходы перевозчика складываются частично из доходов от взимания платы за проезд непосредственно с пассажиров и частично за счет одной или несколько форм субсидий.
Субсидии за предоставление социально-значимых услуг Субсидии обычно предоставляются местной администрацией, или федеральными органами власти или администрацией субъекта Федерации тем перевозчикам, которые выполняют социальный заказ на пассажирское автотранспортное обслуживание и которые не могут иметь достаточные устойчивые доходы только от сбора платы за проезд с пассажиров. Социальными причинами для заказа на такие перевозки может быть необходимость организации транспортного обслуживания населения в сельской местности или в слабо развитом регионе, предоставление услуг во внеурочное время, или транспортное обслуживание пенсионеров, детей, инвалидов, военнослужащих, железнодорожных рабочих и различных других групп населения занятых социальным обслуживанием. Однако, если где-либо власти решают, что эти категории населения могут пользоваться пассажирским транспортом бесплатно или со скидками, то эти власти должны быть готовы к тому, чтобы возместить перевозчику упущенные им доходы за счет льготников по полному тарифу. Власти также должны возместить перевозчику разницу между доходами при оплате всех поездок по полному тарифу и собранными доходами, там где эти власти разрешили поездки пассажиров по заниженному тарифу. Эта процедура должна применяться к каждому пассажирскому маршруту. Поэтому, может быть для местной администрации подошло бы такое решение проблемы: она платит перевозчику за все бесплатные поездки по полному тарифу или разницу между полным тарифом и льготным за все поездки пенсионеров, детей и инвалидов, проживающих в данном городе или регионе. Однако и федеральные органы власти должны также возмещать перевозчику несобранную им плату за перевозки военнослужащих. Дополнительно к сказанному, если какая-либо группа работающих, например, железнодорожные рабочие, пользуются пассажирским транспортом бесплатно или по льготным тарифам, то их работодатель (в данном случае железная дорога) должна возмещать перевозчику не дополученные им доходы от перевозок этих групп работающих. Следует также принять во внимание и экологические соображения в пользу поддержки общественного пассажирского транспорта и сдерживание использования частного автотранспорта, поскольку эти меры будут способствовать снижению загрязнений воздушной среды. снижению шумности и уменьшению заторов на дорогах. Поэтому тарифы, устанавливаемые пассажирскими перевозчиками и стандарты на автотранспортные средства и предоставляемое пассажирское обслуживание, должны, там где только возможно, также способствовать использованию общественного пассажирского транспорта. однако это именно та сфера, в которой наиболее трудно установить количественные измерители финансовой выгоды. Среди прочего эта величина выгоды от поощрения развития пассажирского транспорта должна включать улучшение здоровья нации и снижение потерь рабочего времени из-за пробок на дорогах. И снова, Федеральные власти или местная администрация могут решить субсидировать транспортные расходы на перевозки определенных групп пассажиров в определенное время дня или недели, или на определенных маршрутах, для того, чтобы поощрить использование общественного пассажирского транспорта. Эти органы власти будут возмещать перевозчику его потери дохода, то есть разницу между полным тарифом и взимаемым со льготника, за каждую поездку пассажира. Если рассматривать концессионные платежи за поездки, то также важно предложить, чтобы только отдельные лица из определенных социальных групп (например, такие как дети и пенсионеры, не имеющие достаточных собственных средств) могли получать право бесплатных поездок или поездок со скидками.
Что ожидается При оказании субсидий пассажирскому транспорту, естественно, что предоставляющий субсидии хочет получить как можно более лучшее предоставление транспортных услуг от субсидируемого перевозчика. Поэтому перевозчику необходимо работать как можно более эффективно и экономично. Поэтому перевозчик должен особое внимание уделять следующему. Сравнению издержек на эксплуатацию и сумм амортизации новых автотранспортных средств (которые пока нуждаются только в текущем уходе и нормативном техобслуживании) с издержками на эксплуатацию старого парка автотранспортных средств, для которого характерны дополнительные, внезапно возникающие потребности в ремонте, сходы с линии по причинам поломок и прочие неожиданные сбои в работе. Крайне важно выбрать наиболее подходящие для каждого типа маршрутов автотранспортные средства. Например, использование миниавтобусов было бы, наверное, не вполне подходящим в центрах крупных городов, где обычно скапливается большое количество пассажиров. При этом данный тип автотранспортных средств был бы вполне подходящим для пригородных зон или небольших городков, в которых количество пассажиров значительно меньше. Также существенным представляется идентификация пассажирских потоков, что позволяет установить верную/корректную частоту движения. Например, частота подачи автобусов каждые 10 минут может быть оправданной в часы пик, при этом та же частота может быть снижена и до одного часа в наименее загруженные часы дня или наименее загруженные дни недели. Все эти требования к выполнению перевозок влияют на количество персонала, которое должен иметь перевозчик и на его модель работы – количество смен и т. п. Например, если какие-либо водители нужны перевозчику только в течение часов пик, то их можно нанимать с условием, что их рабочий день делится на два коротких периода по 3-4 часа каждый. Также на эффективность работы перевозчика могло бы повлиять программирование технического ухода и ремонта автотранспортных средств таким образом, чтобы эти работы выполнялись не в часы пик, когда автотранспортные средства нужны на линии. Такое программирование могло бы способствовать тому, что как можно большее количество автотранспортных средств будет на линии в наиболее напряженные часы рабочего дня, и, кроме того, будет способствовать меньшей потребности в парке автотранспортных средств. Принятие во внимание таких простейших рекомендаций, тем не менее будет способствовать более эффективной организации работы, позволит автотранспортным предприятиям функционировать с наименьшей себестоимостью при этом обеспечивая наилучший уровень сервиса пассажирам.Как только такое состояние автотранспортных предприятий и обслуживания пассажиров будет достигнуто, соответствующие органы власти (федеральные или местные) могут пожелать ввести определенный уровень конкуренции в секторе рынка пассажирских перевозок. Тогда нужно будет решать вопросы заключения контрактов на перевозки, лицензирования маршрутов, проведения тендеров на автотранспортное обслуживание.
|
Вопросы о нашем сервере будут с радостью приняты по адресу postman@marlen.dol.ruCopyright (С)1999 ИД "Марлена", "Тасис" Дизайн: Иванченко О.А. |
|