ПЕРЕВОЗЧИКАМ, КОТОРЫЕ ДУМАЮТ О БУДУЩЕМ

Эта брошюра предназначена для автотранспортных предпринимателей, желающих знать каковы же могут быть реальные затраты на перевозки, которое они намерены выполнять. Здесь показано:

  • Как реалистично рассчитать издержки, приходящиеся на один грузовой автомобиль.
  • Как сгруппировать различные статьи расходов, чтобы увидеть их полную картину.
  • Как вести дела по капитальным затратам, чтобы они стали резервом для замены автомобиля.
  • Как оценить предстоящий пробег автомобиля, в том числе оплачиваемый клиентами.
  • Как рассчитать предельные расходы на километр пробега, которые придется понести, чтобы перевозочный бизнес был возможен.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ГРУЗОВЫМ ПЕРЕВОЗКАМ

Чтобы увидеть полную картину действительных издержек, их нужно сначала структурировать. Прежде, чем оценивать сумму издержек нужно выявить, какие именно факторы существенно влияют на эксплуатацию автотранспортного средства. Если вы не имеете представления об этих данных, то узнайте их у других таких же как вы предпринимателей-водителей или в консультационной специализированной фирме по транспорту, например в НИИАТ.

 

Основные данные по грузовому автотранспорту

1

Как долго вы намерены эксплуатировать это автотранспортное средство? Сколько лет (2, 5, или более) или км. (50, 100 тысяч, или больше)?

2

Сколько вы платите за литр топлива и масел/эксплуатационных жидкостей? Каково их среднее потребление вашим автомобилем (в литрах на 100 км.)?

3

Каков типичный пробег шин до их замены или восстановления (15, или 30 тысяч, или больше)? Сколько стоит заменить шину, сколько восстановить?

4

Какие запчасти приходится регулярно заменять и после какого пробега? (например: фильтры – каждые 2500 км?, ремни – каждые 40000 км? Сколько стоит каждая такая запчасть?

5

Какие другие запчасти (например, прокладки) требуют полной замены, если оказываются поврежденными? Какова оценка типичной продолжительности их эксплуатации в км. или годах? Имеете ли вы некоторый резерв денег для такого (непредвиденного) ремонта?

6

Какой среднемесячный доход вам нужно иметь, чтобы ваша семья могла прожить? Сколько вы ожидаете получить, выполняя грузовые перевозки?

КАКИЕ ДАННЫЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОЦЕНКЕ?

Используйте рыночные цены для прикидки ваших затрат. Если инфляция высокая и цены неустойчивые, то используйте так называемые ожидаемые цены на автотранспортные средства и запчасти. Если вы будете использовать так называемые “цены последних покупок”, то вы можете недооценить действительные издержки!

Затраты на некоторые эксплуатационные материалы и части можно довольно просто определить – используя цены, по которым они поставлены на учет (проведены по финансовым документам) - фильтры, топливо и т.п. Более трудно определиться с ценами на то, что вы покупаете редко (у вас нет записей об учете таких товаров). Например, цены на автотранспортные средства являются договорными и их можно узнать только когда вы делаете покупку. В таблице показаны преимущества и недостатки различных методов оценивания затрат на приобретение товаров.

 

Методы выбора цен

 

метод

преимущества и недостатки

1

цены последних покупок: используются цены в рублях, по которым товар покупался последний раз. За: простота расчетов.

Против: вы можете не помнить точно цены; эти цены значительно ниже текущих цен!

2

откорректированные цены последних покупок: рублевые цены последней закупки товара переводятся в доллары на день покупки, затем пересчитываются в рубли по текущему курсу. За: обоснованное аккуратное оценивание.

Против: нужно точно знать два курса обмена валюты и цены последних покупок; расчет может оказаться сложным.

3

текущие цены: используются рублевые текущие цены на товар. За: аккуратное оценивание.

Против: для редких закупок (автомобили) точные данные трудно получить; будущие расходы могут быть недооценены из-за инфляции.

4

ожидаемые цены: используются рублевые текущие цены на товар с поправкой на будущую инфляцию. За: если ваша оценка инфляции точна, то точны и ожидаемые цены.

Против: никто не может знать точно будущую инфляцию!

Лучше всего при оценивании использовать текущие цены. Если нет, то используйте откорректированные цены последних покупок и ожидаемые цены. По возможности следует избегать использования цен последних покупок .

РАСЧЕТ ПЕРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ

При расчете затрат на километр пробега следует выделить переменные и постоянные издержки. Ниже приведены пояснения по переменным и постоянным компонентам затрат на грузовые перевозки. Прилагаемая таблица дает (1) пример расчета и (2) пустографку – такую же таблицу для заполнения вашими расчетными данными. Для удобства заполнения переменные и постоянные затраты сгруппированы и используется сквозная нумерация. Все издержки приведены в расчете на год.

ПЕРЕМЕННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ

Переменные затраты связаны с функционированием вашего автомобиля. Они включают следующие статьи: заработная плата, топливо, шины, эксплуатационные материалы. Эти затраты возникают, как только вы начинаете эксплуатировать автомобиль.

 

Переменные транспортные затраты

1

Водитель (или экипаж)
 

Полная сумма всех выплат за год и начисления на нее (то есть основная и дополнительная зарплата и сборы, налоги, платежи, базой которых является фонд оплаты труда (для предпринимателей – зарплата, которую они себе назначают).

2

Топливо и смазочные материалы
 

Расходы на приобретение производятся, исходя из расчета ожидаемого среднегодового пробега и удельного расхода топлива, спецжидкостей и смазок.

3

Шины
 

Расходы на приобретение и/или восстановление шин (включая расходы на запасную шину) производятся, исходя из расчета ожидаемого среднегодового пробега.

4

Техобслуживание, текущий ремонт и запчасти
 

Расходы на приобретение и установку быстро изнашивающихся запасных частей (топливные и масляные фильтры, ремни, лампы, прокладки, стеклоочистители и т.п.), эксплуатационные материалы, а также оплата работ в ремонтной мастерской (если эти работы не выполняются собственными силами).

ПОСТОЯННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ

Вы реже сталкиваетесь с постоянными затратами: это единовременные расходы (оплата лицензий, страховок, проценты по кредитам), однако иногда они могут возникнуть неожиданно (оплата ремонтных работ). В таблице подробно описаны статьи постоянных затрат и предложения по их оценке. Следует учитывать, что даже если вы не эксплуатируете ваш автомобиль все время, вам придется нести часть из этих постоянных расходов.

 

Постоянные транспортные затраты (деньги для их покрытия всегда должны быть в наличии)

5

Страхование, лицензии, штрафы, разовые платежи
 

Административные издержки, платежи за лицензии и комиссионные, юридическое обслуживание, страхование, штрафы, сертификаты. Эти затраты могут относиться к нескольким годам, рассчитайте их среднегодовую величину (распределив всю сумму равномерно по годам).

6

Непредвиденный ремонт и запасные части
 

Приобретение запчастей и проведение ремонта при внезапных поломках автомобиля (независимо от того, выполняется ли это собственными силами или в ремонтной мастерской) – подшипники, механизмы рулевого управления, сальники цилиндров и т.п.

7

Проценты по кредитам
 

Проценты, комиссионные, сборы и т.п. по различным кредитам (кроме возврата суммы кредита). Обычно на предприятиях не ведется расчет этих затрат отдельно по каждому автомобилю (для предпринимателей это возможно).

8

Амортизация и расходы на замену автомобилей
 

В условиях инфляции амортизация составляет только часть расходов на замену автомобиля. Как ее рассчитать: выясните рыночную цену автомобиля (если надо, то и прицепа и необходимого оборудования) на момент предполагаемого приобретения; отнимите от нее остаточную стоимость автомобиля на момент приобретения нового; разделите эту сумму на ожидаемый срок службы (в годах) автомобиля.

Если автомобиль арендуется или взят в лизинг, то не забудьте включить и эти расходы.

По каждому автомобилю сумма переменных и постоянных расходов составляет общие текущие эксплуатационные расходы. Они могут быть разными для разных типов автомобилей даже в одном предприятии. Они зависят от возраста автомобиля, пробега, условий эксплуатации и т.п.

РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И ТАРИФА

Разделив сумму переменных и постоянных среднегодовых расходов по каждому автомобилю на годовой пробег, получаем себестоимость на километр. При этом в расчетах используются километры пробега, подлежащие оплате клиентами. В расчет принимается 365 календарных дней в году, учитывается средняя длина ездки, простои в выходные и праздники, в ремонте и по другим причинам, холостые пробеги и пробеги без груза, а также неоплаченный клиентами пробег. Способ расчета объяснен на примере в прилагаемых таблицах.

В конце расчетов к себестоимости нужно прибавить вашу прибыль, чтобы получить тариф, который будет взиматься с клиентов.

 

сумма переменных и постоянных затрат на автомобиль в год

поделить на:

ожидаемый оплаченный пробег одного автомобиля в год

результат:

себестоимость км. оплаченного пробега

прибавить:

прибыль (рентабельность)

результат:

тариф на километр пробега

 

Прибыль (рентабельность) равна разнице между тарифом и себестоимостью. Полученная прибыль может быть использована на:

  • расширение предприятия (деятельности);
  • создание (пополнение) резерва;
  • другие цели.

Разумеется, любые расчеты на практике сопровождаются неопределенностью. По мере отслеживания ваших реальных издержек, нужно проводить соответствующую коррекцию ваших расчетов себестоимости и тарифа. Конечно, на величине тарифа также в сильной степени сказывается ситуация на рынке. Если вы будете вынуждены (продолжать) работать по тарифам ниже вашей себестоимости, то вы будете терять деньги.

 

Листки с примерами расчетов, описанных в этой брошюре, а также пустографки, предназначенные для заполнения вами ваших собственных расчетов издержек, себестоимости и тарифа прилагаются к этой брошюре.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

НИИАТ/DHV, МОСКВА

телефон/факс - (095) 496 40 47

адрес e-mail - NIIAT@EDITRANS.RU

для получения дополнительной информации, пожалуйста. обращайтесь:

в НИИАТ или на Web-страницу “Русского ямщика” в Интернет : WWW.RY.RU


Вопросы о нашем сервере будут с радостью приняты по адресу postman@marlen.dol.ru
Copyright (С)1999 ИД "Марлена", "Тасис"
Дизайн: Иванченко О.А.

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story

Aport Ranker

Hosted by uCoz