Дата отчета : 15 апреля 1999
Отчетный период : в соответствии с планом выходных
документов по проекту

Авторы отчета: Дэйв Грин, Питер Сьюэлл, Кейт Тэйлор, Александр Колик, Клаус Брурсма, Галина Чугунова

Введение обязательной Товарно-транспортной накладной при выполнении автотранспортных перевозок грузов в пределах Российской Федерации

_______________________________________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ Стр

  1. Обоснование………………………………………………………3
  2. Перевозки для собственных нужд и исключения……………6
  3. Функции и цели типового (стандартного)
  4. Документа………………………………………………………...10

  5. Затраты и выгоды……………………………………………….11
  6. Выдача Товарно-транспортной накладной………………….12
  7.  

  8. Ответственность транспортного оператора…………………18
  9. Процедура применения Документов………………………….18

VIII. Предотвращение мошенничества……………………………. 27

 

 

 

 

Приложение 1:

Проект формы "Товарно-транспортной накладной"……………29

Форма "Товарно-транспортной накладной" и ее заполнение……………………………..………………………………31

Грузовой лист………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

Введение обязательной Товарно-транспортной накладной при выполнении автотранспортных перевозок грузов в пределах Российской Федерации.

_______________________________________________________________________________________

  1. Обоснование
  1. документ прост в применении
  2. все записанные в нем данные дают достаточно подробную и необходимую информацию
  3. записанные данные могут реально быть использованы для целей мониторинга за перевозками.

Кроме того, одной из целей работы консультантов над Документом - была разработка такой системы, которая обеспечивала бы транзитное страхование автотранспортных перевозок, выполняемых в пределах России. Крайне важно обсудить эти предложения с представителями страхового бизнеса до того, как будут предприняты шаги по широкому распространению применения Документа.

Другими словами, если какой-либо груз перевозится по автомобильной дороге в какую-либо точку (являющуюся звеном в цепочке некоторой поставки товара), то эта перевозка должна обязательно сопровождаться Документом, содержащим описание груза, перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Такая Товарно-транспортная накладная позволит более легко и просто обнаруживать возможные сделки "черного" рынка путем просто всего лишь одной простой проверки Документа.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перевозки для собственных нужд и исключения

Предлагается, что требование обязательного использования Товарно-транспортной накладной должно относиться в равной мере и к операторам, выполняющим перевозки грузов для собственных нужд и к операторам, работающим за вознаграждение (коммерческим операторам). Факт перевозки груза исключительно для собственных нужд должен быть отмечен в Товарно-транспортной накладной. Перевозчики собственных грузов - например фабрика, которая использует для перевозок собственные автотранспортные средства - могут также быть заинтересованы в том, чтобы их грузы страховались. Хотя при таких перевозках риск хищения груза может быть меньше, чем при перевозках, выполняемых наемным оператором, в тоже время такой риск имеет место, также как и риск повреждения груза в результате несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия.

Что касается коммерческих операторов, то они могут столкнуться с проявлениями недобросовестной конкуренции со стороны перевозчиков собственных грузов, например, когда последние нелегально выполняют перевозки для третьих лиц. Например, автотранспортное средство, работающее под лицензией на перевозку собственных грузов, вообще говоря должно возвращаться порожним после выполнения доставки какого-либо груза, но оператор использует автомобиль для перевозки грузов третьего лица. Возможность получения такого "левого" (незапланированного) дохода позволяет некоммерческому перевозчику назначать значительно меньшие цены за перевозку, что создает условия недобросовестной конкуренции с коммерческим перевозчиком, который не имеет никаких других доходов, кроме доходов от перевозок. Более того, в описанной ситуации некоммерческий перевозчик может вообще договориться о выполнении перевозки для третьего лица за наличные, соответственно никак не декларируя эти доходы в своих счетах. В этом случае бюджеты всех уровней (Федеральный, местный и субъекта Федерации) теряют налоговые поступления в их доходную часть, поэтому могут начать политику компенсации потерь путем введения дополнительных налогов, отчего в первую очередь пострадают коммерческие операторы, которые и так "прозрачны" для налоговых органов.

Если перевозимые описанным образом грузы третьего лица будут потеряны или похищены, то это создаст большую проблему для этого лица. Поскольку нет никаких документов на перевозку, то он не может доказать, что за нанесенный ущерб несет ответственность данный (по сути нелегальный) оператор, который согласно лицензии имел право перевозить грузы только для собственных нужд. Пострадавший заказчик "нелегальной" перевозки не сможет ни потребовать компенсации, ни получить страховое возмещение.

Если водитель и/или оператор будут подвергаться проверке на дорогах на предмет содержимого автотранспортного средства и предъявления документов, в которых указан грузополучатель, то вероятно, и персонал транспортного предприятия и его руководитель будут избегать использовать активы предприятия мошенническим (нечестным) путем.

Каждый новый принимаемый закон должен содержать ясное и однозначно толкуемое определение транспортных операций, выполняемых за плату или вознаграждение и операций по перевозке только собственных грузов, при этом в законе должны быть оговорены нерегулируемые в отношении Товарно-транспортной накладной перевозки - например, использование автотранспортных средств ремонтными работниками, или перевозка, обеспечивающая выполнение профессиональных обязанностей, эксплуатация автотранспортных средств местными органами власти.

 

На уровне Федерального Правительства должно быть принято решение о том, какие транспортные операции следует исключить из списка обязательно сопровождаемых Товарно-транспортной накладной (или не вводить никаких исключений вообще). Введенные исключения должны быть ясно и однозначно определены. Например, в соответствующем Федеральном Законе должно быть указано, что список исключений утверждается Указом Президента. Такая ясная адресность источника и однозначное понимание сделает более легкой и быстрой процедуру внесения возможных изменений в список, что может потребоваться исходя их первых итогов применения обязательной Товарно-транспортной накладной. Операторы транспортного рынка должны быть заблаговременно извещены о введении системы обязательной Товарно-транспортной накладной и о списке исключений, чтобы они могли своевременно внести соответствующие изменения в технологии своей работы. Ассоциации автомобильного транспорта и пресса, специализирующаяся на вопросах автотранспорта могла бы помочь в распространении необходимой информации.

 

(1) Малые автотранспортные средства

Федеральное Правительство должно рассмотреть возможность исключения малых автотранспортных средств из схемы применения обязательной Товарно-транспортной накладной - возможно это должны быть те малые автотранспортные средства на эксплуатацию которых не требуется получение лицензии. сейчас в России эксплуатируется значительное количество мини-фургонов (мини-вэнов). Потребовалась бы весьма значительная административная работа по выдаче и отслеживанию использования обязательной Товарно-транспортной накладной для каждого из них. Кроме того, обычно такие малые грузовые или грузопассажирские автотранспортные средства часто используются на сборно - развозочных маршрутах (например, почтовые автомобили-фургоны). Для таких случаев было бы весьма сложно разработать форму Товарно-транспортной накладной, в которой нужно было бы записывать информацию о 20-30 грузополучателях. Клиенты перевозчика были бы недовольны вскрытием пакетов, отправленных им, особенно в ситуациях, когда клиенты чувствительны к возможному разглашению их коммерческих или политических сведений.

Даже если операторы малых автотранспортных средств исключены из системы обязательной Товарно-транспортной накладной, они могут на добровольных началах использовать ее, особенно если они заинтересованы в страховании. Они будут вероятно использовать эти накладные, чтобы иметь возможность доказать какая часть принятого ими груза и в какое время была повреждена или потеряна, особенно если груз был застрахован на значительную сумму.

Предлагается, чтобы пороговая величина для определения какие именно малые транспортные средства исключаются из системы обязательного применения Товарно-транспортной накладной, основывалась на максимальном весе автотранспортного средства брутто, то есть на величине, включающей вес автомобиля, груза, водителя, инструментов и топлива. Большинство европейских стран в данном случае использует именно эту величину веса груженого и полностью снаряженного автотранспортного средства. Преимущества использования именно данной величины (максимального веса брутто) - также известной под названиями "разрешенный максимальный вес" или "брутто вес автотранспортного средства" - заключаются в том, что она как правило показана на пластине, прикрепляемой производителем автотранспортного средства. Поэтому ее легко обнаружить и сверить.

 

(2) Грузы, которые являются частью отправки, выполняемой по другой сопроводительной документации

Если груз отправляется для перевозки по маршруту, частично проходящему по морю, воздуху, железной дороге или по маршруту типа СМR, то вполне очевидно, что согласно законодательству такой груз должен сопровождаться определенной документацией. Если в ходе выполнения такой перевозки от транспортного оператора будет требоваться дополнительно использование Российского стандартного Документа (например, Товарно-транспортной накладной) в дополнение к авиа-/морским/железнодорожным/СМR документам, то суммарные бюрократические требования к перевозчику станут не выносимыми и не справедливыми.

Поэтому предлагается исключить из системы те поездки, которые полностью уже регулируются действующими требованиями к Товарно-транспортной документации, естественно исключению подлежат лишь те поездки, в ходе которых оператор имеет корректно оформленные и действительные документы. Правительство может рассмотреть вопрос включения перевозок опасных грузов в систему обязательного применения Товарно-транспортной накладной предлагаемого нового стандарта. Соглашение по ДОПОГ предписывает только содержание транспортного документа, но не дает представления ни о его формате, ни о его разделах. Если бы такие детальные описания разделов были добавлены в форму документа ДОПОГ, то было бы логично использовать один и тот же документ и для перевозок опасных грузов и для перевозок других грузов. Это уменьшило бы потребности в обучении персонала как использовать и заполнять транспортный документ, а для проверяющих инспекторов сделало бы процедуру мониторинга более простой и быстрой (так как нужно было бы проверять всего один стандартный документ), кроме такой стандартный формат документа облегчил бы его компьютерную обработку (введение в компьютер, анализ и распечатку).

 

(3) Отдельные категории грузовых автотранспортных средств, подлежащие исключению из системы обязательного использования стандартной Товарно-транспортной накладной

Правительство может рассмотреть вопрос об исключении определенных категорий операций на грузовом автотранспорте из системы обязательного применения стандартной Товарно-транспортной накладной с тем, чтобы избежать введения лишнего объема бюрократических действий. Например, такое исключение может относиться к следующим типам транспортных операторов или автотранспортных средств:

Вообще говоря, все эти предложенные исключения связаны с видами деятельности. осуществляемыми органами федеральной власти, властей субъектов федерации и местных. В большинстве случаев транспортные операции, являющиеся частью представленных видов деятельности, не оплачиваются непосредственно потребителями этих транспортных услуг. В ряде случаев, внесенные в список исключений транспортные операции являются настолько жизненно важными и непредсказуемыми ни по объему. ни по месту реализации (например, ремонт водопроводных систем или метрополитена), что абсолютно нереалистично составлять детальные описания и финансовые планы таких поездок.

 

 

  1. Функции и цели типового (стандартного) Документа

Функции и цели Товарно-транспортной накладной могут быть распределены на три группы:

  1. связанные с официальным контролем и соответствующими процедурами
  2. удовлетворяющие коммерческие требования
  3. связанные с вопросами безопасности.

 

1) Официальный контроль и соответствующие процедуры

2) Коммерческие функции и цели

3) Функции и цели, связанные с безопасностью

 

 

 

  1. Затраты и выгоды
  2. Сумма затрат, связанных с введением в действие системы обязательной Товарно-транспортной накладной, имеет важное значение. На данной стадии разработки предложений консультанты проекта не имеют необходимой информации для детального анализа возможных затрат, однако такой анализ должен быть выполнен сразу же с первых шагов введения системы в действие.

    Главные выгоды введения такой системы заключаются в улучшении качества систем лицензирования и налогообложения, особенно в части поступления налогов в государственный бюджет. Главные расходы при введении системы в действие понесут транспортные операторы, поскольку им предстоит покупать бланки Товарно-транспортной накладной (по цене покрывающей издержки на их тиражирование и плюс небольшую прибыль организации, распространяющей/продающей эти бланки), кроме того операторы будут тратиться на заполнение бланков и их хранение.

    Тем не менее, помимо обеспечения возможности удовлетворения требований законодательства и обеспечения введения системы страхования грузов, данная схема обязательной Товарно-транспортной накладной дает также потенциально большую, хотя и не столь явную выгоду добросовестным грузовым автотранспортным перевозчикам. Ныне действующие законы не могут помочь таким добросовестным операторам, сталкивающимся с проявлениями недобросовестной конкуренции со стороны нелегально работающих в каком-либо секторе рынка перевозчиками, которые избегают уплаты налогов, не могут содержать свои автотранспортные средства должным образом и не могут проявлять заботу и охранять имущество своих грузоотправителей надлежащим образом. Такая несправедливая конкуренция приводит к уменьшению доходов легальных операторов , снижает их возможности по инвестированию в приобретение новых автотранспортных средств для обновления парка. В настоящее время законодательство таково, что чаще всего Российской транспортной инспекции и налоговым органам трудно выявить нелегальных операторов.

    Если будет введена система, при которой оператор должен будет вначале получить лицензию на выполнение перевозок, затем получить стандартную (типовую) документацию по Товарно-транспортной накладной, если при этом будут проводиться обычные проверки документов (водительских прав и Товарно-транспортной накладной) на дорогах, то станет очень трудно работать нелегальным операторам. Водитель, который не сможет показать действительную товарно-транспортную накладную, может рассматриваться как зацепка для выяснения обстоятельств перевозки грузов "черного рынка" или товаров, утаиваемых от налогообложения. Если записи грузоотправителей и грузополучателей открыты и доступны для проверки, и оба имеют документы о том, как грузы были доставлены или получены, то это станет средством предотвращения от использования нелегальных транспортных операторов.

     

     

  3. Выдача Товарно-транспортной накладной

Поэтому предлагается следующее -

1) печать бланков Товарно-транспортной накладной

2) поставку оптом (крупными партиями) каждой организации, которая будет иметь лицензию на распространение Документа .

Оптовая печать стоит значительно дешевле, структура Документа будет стандартной и это будут бланки строгой отчетности (распространяющая организация будет централизованно вести учет номеров всех бланков напечатанных и проданных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v v v v v v v

 

 

 

 

  1. Ответственность транспортного оператора

Ответственность перевозчика уже обсуждалась выше в контексте соответствующих разделов. В этом разделе подведем итоги, сказанному ранее - оператор несет ответственность за то, чтобы:

 

 

VII. Процедура применения Документов

Процедура использования документа зависит от его структуры. Возможны несколько альтернатив, зависящие от типа транспортных операций, которые будут охватываться данным бланком Товарно-транспортной накладной. Консультанты проекта полагают, что будет очень сложно документировать каждый простой единичный тип перевозочной операции, используя один и тот же бланк Товарно-транспортной накладной. В отдельных ситуациях, возможно будет необходимо введение второго типа документа, называемого “Грузовой лист”’ (см. пункт 2 этого раздела).

  1. В случае простой/обычной доставки ограниченного набора товаров/грузов с участием двух сторон—

например, если компания – поставщик строительных материалов доставляет шесть стальных балок в одно и то же место или поставщик шоколада выполняет доставку 100 идентичных коробок конфет в магазин, то вполне достаточно любую из подобных перевозок оформлять только одним бланком, но в количестве 3-х экземпляров/копий. Бумага для бланка такой Товарно-транспортной накладной должна быть самокопирующаяся, чтобы облегчить и ускорить процесс, не применяя отдельные листы копировальной бумаги. Это хотя и простой казалось бы вопрос, но он важен, поскольку если применяется копировальная бумага, то ее после использования нужно будет удалять. Бланк Товарно-транспортной накладной должен иметь такую структуру разделов (так должен быть спроектирован и расчерчен), чтобы его можно было заполнять вручную, на пишущей машинке или на компьютерном принтере. Документ должен заполняться перевозчиком или грузоотправителем.

Предполагается, что каждый бланк будет расчерчен так, что можно заполнить информацию по 10 различным товарным позициям. Для какой-либо поездки может потребоваться заполнение одновременно двух и более бланков, если нужно отметить в Товарно-транспортной накладной более 20 товарных позиций.

Процедура использования бланков накладной такова:-

Таким образом, имея такой документ перевозчик становится правомочен взимать плату за выполненную перевозку. Он также может использовать этот документ защищаясь от обвинений в том, что грузы были потеряны или повреждены во время перевозки.

Грузополучателю остается копия, которая может использоваться им при следующих обстоятельствах:-

 

 

2) Товарно-транспортная накладная на перевозку с участием нескольких сторон

Было бы трудно применять описанную схему обязательной Товарно-транспортной накладной к маршрутам с доставкой по нескольким адресам – например, если на одном большом автотранспортном средстве выполняется доставка мелких партий/пакетов груза в каком-либо городе. Еще более трудно было бы задокументировать перевозки, используя бланк вышеописанной накладной, если в процессе перевозки участвуют промежуточные лица - например субконтракторы, транспортные экспедиторы или какие-либо промежуточные склады. Ниже представлены подробные идеи для таких “сложных” случаев, однако это не значит, что из-за нестандартности, сложности ситуации должны быть какие-либо задержки во введении простой/обычной Товарно-транспортной накладной в действие.

    1. Товарно-транспортная накладная – такая, как была описана выше, которая по сути являет собой набор инструкций от грузоотправителя перевозчику по доставке груза из пункта А в Б
    2. Грузовой Лист – набор инструкций, которые дает перевозчик/транспортная компания водителю по перемещению списка грузов из одного указанного места в другое.
    1. грузоотправитель (грузоотправители) передали перевозчику какой-либо груз или группу грузов, и что перевозчику заказали доставить их грузополучателю или нескольким грузополучателям
    2. грузы были получены перевозчиком в хорошем состоянии
    3. А ТАКЖЕ

    4. водитель автотранспортного средства знает и ведет учет каждого груза/каждой товарной позиции на своем автомобиле
    5. водитель автотранспортного средства знает кто дал ему груз (грузы) и куда они должны быть доставлены или были доставлены.

 

 

ПРИМЕР

один x 100 кг ящик запчастей в гараж господина Ч. в Смоленск

два x 20 литровых бочёнка моющей жидкости в гараж господина Ч. в Смоленск

20 коробок автомобильных радиоприемников в магазин господина К. в Смоленск.

Должно быть оформлено две Товарно-транспортных накладных этим грузоотправителем №1 – одна, описывающая обе его отправки в адрес господина Ч., вторая – должна описывать его отправку в адрес господина К.

К этому моменту времени работа водителя считается выполненной. Транспортный менеджер может заняться выставлением платежных требований, которые будут направлены плательщику за перевозку, или подсчетами и счетам, которые должны быть заполнены за выполненную работу.

1) Между пунктом погрузки у грузоотправителя и грузовым двором/складом перевозчика

2) На грузовым дворе/складе перевозчика

3) Между грузовым двором/складом перевозчика и местом приемки груза грузополучателем

 

3) Субконтракты (подряды)

В заключение, еще раз перечислены три основные характеристики системы обязательных документов, состоящей из Товарно-транспортной накладной и Грузового листа:

 

 

 

VIII. Предотвращение мошенничества

Основной возможностью мошенничества может стать повторное использование Товарно-транспортных накладных, при такой перевозке грузоотправитель или грузополучатель платят наличными перевозчику, который эти свои доходы таким образом может скрывать от налогов.

Для случая Товарно-транспортной накладной по перевозке, которая будет выполняться одним рейсом, риск такого мошенничества может быть уменьшен, если требовать, чтобы на Товарно-транспортной накладной проставлялось точное время и дата отправки груза грузоотправителем и получения груза грузополучателем, подтвержденная показаниями одометра автотранспортного средства в момент погрузки у грузоотправителя и разгрузки у грузополучателя.

Если используется более одного автотранспортного средства, то должны быть зафиксированы регистрационные номера обоих автотранспортных средств, а также начальные и конечные показания одометров - то есть используется та же процедура, что и при работе с тахограммами. Если, кроме того, указывать место начала и окончания рейса, то для инспектора вполне очевидными станут отклонения водителя от маршрута.

Второе соображение, грузополучатель должен будет платить за доставленные ему грузы, и потратит деньги своей компании на это. Например, если по счетам грузополучателя видно, что определенная сумма (скажем, 1000 долларов) была потрачена на приобретение поступивших материалов, в то время как расценки на производимую данным грузополучателем продукцию должны были бы соответствовать более высоким ценам за потребляемые на производство материалы, то эта очевидное несоответствие является предметом расследования заинтересованных налоговых органов.

В случае перевозок грузов, в которых участвует много сторон (см. раздел VII- 2), еще более трудно будет совершить мошенничество, так как в Грузовом листе всегда отражены грузы, которые в каждый конкретный момент времени находятся на борту автотранспортного средства. В случае смешанной отправки (пример которой приводился выше), мошенничество еще более трудно было бы совершить, так как трудно в точности воспроизвести содержимое смешанной отправки и трудно было бы уговорить сразу несколько грузополучателей на мошенническое повторное использование Товарно-транспортных накладных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Проект формы "Товарно-транспортной накладной

включая объяснения по заполнению формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ НОМЕР: 123456

Отправитель (имя, адрес) 1

 

 

Перевозчик (имя, адрес) 2
Получатель (имя, адрес) 3

 

№ авто- 4

мобиля

ФИО 5

водителя

Перевозка 6

для собственных нужд

 

 

Специальные указания перевозчику 9 Перевозчики - субконтракторы 10

(последовательно)

 

 

 

 

 

 

 

Маркировка, количество и вид отправок, описание грузов* 11 Вес брутто (кг) 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные отметки 13

 

 

 

Грузы получены (подпись 14

получателя) и дата

Подпись перевозчика и 15

дата получения им груза

Подпись отправителя 16

 

 

 

 

 

КОПИЯ 1 – ОТПРАВИТЕЛЮ

КОПИЯ 2 – ПЕРЕВОЗЧИКУ

КОПИЯ 3 – ПОЛУЧАТЕЛЮ

*ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ спецификации опасных грузов: 1. Идентификационный номер вещества (если есть) 2. Описание вещества 3. Класс 4. Номера (количество) товарных позиций/грузовых мест и буквы (если есть)

Форма Товарно-транспортной накладной и ее заполнение

При рассмотрении вопроса о форме Товарно-транспортной накладной консультанты проекта учитывали, что она должна быть, с одной стороны, как можно более простой, с другой – должна содержать достаточное количество необходимой информации для осуществления эффективного законодательного и коммерческого контроля (проверок правильного ведения перевозочного бизнеса). Если Товарно-транспортную накладную перегрузить требованиями заполнения большого количества информации, то возрастет вероятность неправильного заполнения Товарно-транспортной накладной или неполного заполнения – перевозчики настолько могут оказаться недовольными этим, что вообще будут избегать заполнять ее форму.

Именно поэтому консультанты проекта предлагают ограничить обязательные данные, отражаемые в Товарно-транспортной накладной всего 16 группами. Не следует считать, что только упомянутые группы информации должны показываться в Товарно-транспортной накладной, стороны перевозочного процесса могут вносить в накладную любую дополнительную информацию, сверх требуемой, если они считают ее полезной. Предлагаемые 16 групп обязательной информации, отражаемой в Товарно-транспортной накладной таковы:

  1. Наименование грузоотправителя и его адрес
  2. Наименование перевозчика и его адрес
  3. Наименование грузополучателя и его адрес
  4. Номер автотранспортного средства *
  5. Фамилия, имя, отчество водителя *
  6. Является ли эта перевозка некоммерческой (то есть грузы перевозятся для собственных нужд) или она не является таковой
  7. Начальные показания пробега автотранспортного средства (по одометру) *
  8. Конечные показания пробега автотранспортного средства (по одометру) *
  9. Специальные указания перевозчику
  10. Указание последовательности перевозчиков (если есть субконтракты на перевозку)
  11. Маркировка, количество и вид отправок, описание грузов
  12. Вес грузов брутто
  13. Резервный блок (дополнительные отметки)
  14. “Грузы получены”, дата и подпись грузополучателя
  15. Подпись перевозчика и дата получения им груза
  16. Подпись отправителя

Некоторые данные формы Товарно-транспортной накладной требуют дополнительного пояснения.

Если каким – либо автотранспортным средством выполняется перевозка, начинающаяся со сбора грузов из нескольких мест и/или, состоящая в доставке грузов одним автотранспортным средством в несколько адресов, то нет необходимости заполнять блоки 4, 5, 7, 8 – в силу того, что эта информация будет отражаться в Грузовом листе (его форма приведена ниже).

Блок 9 - специальные указания перевозчику. В этом блоке Товарно-транспортной накладной может содержаться специальная информация, касающаяся организации доставки груза (например, “груз должен быть доставлен до 18 часов”), или условий перевозки (например, температура не должна превышать 5 градусов Цельсия), или оплаты наличными по получении груза.

Блок 10 - Указание последовательности перевозчиков (если есть субконтракты на перевозку). здесь указываются наименования всех перевозчиков и их адреса.

Блок 13 - резервный блок. В этот блок вносятся любые дополнительные описания, дополнительная информация, связанная с перевозкой, которую стороны, участвующие в процессе перевозки пожелают внести (например, что перевозчик или грузополучатель получил поврежденный груз – указывается что именно повреждено, или что некоторая часть отправки пропала, или что не было возможности проверить грузы).

Блок 16 – Подпись грузоотправителя. никакую дату отправки груза не нужно указывать здесь, поскольку, в блоке 15 указывается дата получения груза перевозчиком от грузоотправителя.

Образец формы Товарно-транспортной накладной приведен на предыдущей странице (номер 30). Этот образец полностью соответствует требованиям ООН по оформлению такого рода документов.

 

 

 

 

Замечания по документу “Справка к заседанию Совета Департамента автомобильного транспорта по вопросу совершенствования форм первичного учета работы автомобильного транспорта”

Консультанты проекта также приняли во внимание документ, подготовленный к Совету Департамента автомобильного транспорта и посвященный вопросу совершенствования форм первичного учета работы автомобильного транспорта. В этом документе рекомендуется использовать одновременно и Путевой лист и Товарно-транспортную накладную. Однако консультанты проекта считают, что возможность удовлетворения требований контроля за деятельностью автотранспортных перевозчиков должна предоставляться применением простой формы транспортных Документов. Такой подход рекомендуется ими с тем, чтобы одновременно соблюдались условия простоты Документов, невысокой стоимости их изготовления и распространения и достоверности (корректности) заполнения требуемой информации.

 

Путевой лист

Путевой лист, в том виде, в котором он был предложен Совету департамента, смотрится как форма действительно предназначенная для контроля за деятельностью перевозчика и водителя. Однако, консультанты проекта полагают (и, соответственно, рекомендуют) что эти вопросы могли бы контролироваться другими средствами. Альтернативные методы и контролируемые составные части процесса перевозки таковы:

 

Функция

Альтернативный способ контроля

  1. Удостоверение на право выполнения перевозок грузов по автодорогам общего пользования
  • Требование обязательного наличия в автотранспортном средстве выставления лицензионной карточки

2. Удостоверение на право работы водителя на автодорогах общего пользования, а также на право эксплуатации автомобиля с прицепом и без него

  • Требование к водителю иметь при себе действующие водительские права именно на ту категорию автотранспортного средства, которое используется при перевозке

Примечание: Консультанты проекта задаются вопросом: есть ли действительно необходимость в этом разделе Путевого листа так подробно описывать автотранспортное средство и прицеп, а также указывать сопровождающих лиц

3. Фиксация персональной ответственности за надлежащую эксплуатацию подвижного состава и готовности водителя к выполнению задания

  • Выезд разрешенподтверждается подписью перевозчика в Товарно-транспортной накладной (поэтому нет необходимости включать этот блок с разрешением в Путевой лист)

Примечание: Подписи, подтверждающие “автомобиль принял, водитель” или “при возвращении автомобиль исправен (неисправен)” не связаны с перевозкой грузов напрямую. Поэтому эти вопросы принятия и возвращения автомобиля в исправном состоянии должны разрешаться не Путевым листом, а системой ведения “дефектной ведомости” по автомобилю. Таким же образом физическая пригодность водителя к выполнению задания должна разрешаться не Путевым листом, а системой ведения “ведомости о состоянии здоровья”.

4. Учет времени работы автомобиля и водителя

  • Время работы водителей должно контролироваться ведением реестра записей рабочего времени или (что будет предпочтительнее в будущем) использованием тахограмм

Примечание: Информацию о простоях лучше отмечать не в Путевом листе, а в блоке “Резервные дополнительные отметки” в Товарно-транспортной накладной

5. Фиксация выдачи задания водителю и выполнения задания

  • Вообще говоря, все вопросы этого блока Путевого листа полностью покрываются записями в Товарно-транспортной накладной. Консультанты проекта задаются вопросом: есть ли действительно необходимость указывать точное время (до минут) убытия и прибытия автотранспорта

Примечание: запись “количество часов” явно является излишней, поскольку напрямую связана с записью о рабочем времени водителя (что отмечается в блоке 4 Путевого листа).

6. Фиксация расчетных справочно- информационных данных

  • Большинство вещей, которые требуется записывать в этот блок Путевого листа, нужны только для целей ведения статистической отчетности. Поэтому данные вопросы вместо включения в путевой лист могли бы разрешаться установлением обязательных правил предоставления статистической отчетности (посредством законодательства). Как эта статистическая информация будет представляться – это должен быть предмет заботы коммерческих операторов, которым следует вести статистический учет самим, если они хотят по первому же запросу суметь доказать свою аккуратную и честную работу.

 

 

 

Товарно-транспортная накладная

Есть ряд позиций, предложенных разработчиками документа на Совет Департамента для включения в новую Товарно-транспортную накладную, ряд из них не соответствует представлениям консультантов проекта о целесообразной форме Товарно-транспортной накладной и даже противоречит предложенной консультантами форме. Какие именно данные являются не приемлемыми на взгляд консультантов для включения в новую Товарно-транспортную накладную и почему их не следует включать пояснено ниже:

 

Тип сведений

Причины для исключения

1. Сведения о плательщике

  • Коммерческие сведения, не связанные напрямую с требованиями к перевозке. В некоторых случаях эти сведения могут представлять коммерческую тайну.

2. Сведения о грузовом экспедиторе

  • Эти данные можно было бы включить или в блок описания грузоотправителя (блок 3 в форме Товарно-транспортной накладной, предложенной консультантами проекта) или в блок перевозчика (блок 2 в упомянутой форме), если это приемлемо. Если это не приемлемо, то данные сведения уж наверняка можно показывать в блоке этой накладной, носящем название “Специальные указания перевозчику”.

3. Информация о лицензии перевозчика и водителя

  • Поскольку в норме эти документы должны быть у водителя в каждой поездке, то нет нужды включать сведения об этих документах в Товарно-транспортную накладную.

4. Контракт, порядок и способ оплаты

  • Коммерческие сведения, не связанные напрямую с перевозкой грузов.

5. Точное указание времени прибытия и отправления

  • Не рассматриваются как необходимые сведения – если они нужны для контроля за рабочим временем водителя, то такой контроль должен проводиться через реестр записей рабочего времени или (что будет предпочтительнее в будущем) через использование тахограмм.

6. Стоимость груза

  • Конфиденциальная коммерческая информация – собственник груза может не захотеть, чтобы водитель или другие посредничающие лица знали стоимость груза.

7. Затраты на перевозки

  • Конфиденциальная коммерческая информация – в особенности если используются услуги субконтракторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузовой лист

Что касается проекта формы Грузового листа (см. раздел VII-2 отчета), то предлагается включить в него следующие сведения:

  1. Наименование и адрес перевозчика
  2. Государственный регистрационный номер автотранспортного средства
  3. Фамилию, имя, отчество водителя
  4. Начальные показания пробега (по одометру)
  5. Конечные показания пробега (по одометру)
  6. В Грузовом листе отдельно для каждой поездки по сбору отправок груза или их доставки:

  7. Номер Товарно-транспортной накладной
  8. Наименование (и только) грузополучателя или грузоотправителя (другие сведения о них приводятся в Товарно-транспортной накладной)
  9. Количество (номера) и типы отправок, а также краткое описание грузов
  10. Вес груза
  11. Указание о том, “сбор” груза или “доставка” выполняются
  12. Примечания (комментарии и дополнительные сведения)

Предлагаемый проект формы Грузового листа (не связанный с требованиями ООН к оформлению такого рода документов) приведен ниже:

1. Наименование и адрес перевозчика

2. Номер машины 3. Имя водителя
4. Начальные показания одометра 5. Конечные показания одометра
6. Номер ТТН 7. Наименование грузоотправителя или грузополуча-теля 8. Количество и типы отправок, краткое описание грузов 9.

Вес

10. Сбор/Доста-вка

11. Примеча-ния


Marlena™ and Marlena logo are trademarks of Marlena Publishing House. All other trademarks appearing on Russki Yamshik web site are trademarks of their respective owners. Copyright © 1999 Marlena Publishing House.
Design: Oleg Ivanchenko

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story

Hosted by uCoz