Дата отчета : 15
апреля 1999
Отчетный период : в соответствии с планом
выходных
документов по проекту
Авторы отчета:
Дэйв Грин, Питер Сьюэлл, Кейт Тэйлор, Александр
Колик, Клаус Брурсма, Галина Чугунова
Введение обязательной
Товарно-транспортной накладной при выполнении
автотранспортных перевозок грузов в пределах
Российской Федерации
_______________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ Стр
Обоснование………………………………………………………3
Перевозки для собственных нужд и
исключения……………6
Функции и цели типового (стандартного)
Документа………………………………………………………...
10
Затраты и выгоды……………………………………………….11
Выдача Товарно-транспортной
накладной………………….12
Ответственность транспортного
оператора…………………18
Процедура применения
Документов………………………….18
VIII. Предотвращение
мошенничества…………………………….
27
Приложение 1
:
Проект формы "Товарно-транспортной
накладной"……………29
Форма "Товарно-транспортной накладной" и
ее
заполнение……………………………..………………………………31
Грузовой
лист………………………………………………………….37
Введение обязательной
Товарно-транспортной накладной при выполнении
автотранспортных перевозок грузов в пределах
Российской Федерации.
_______________________________________________________________________________________
Обоснование
- В документе, подготовленном консультантами
проекта "Отчет по законодательной базе
автотранспортного сектора в РФ", датированном
апрелем 1998 года, было предложено ввести
товарно-транспортную накладную в качестве
обязательного документа при выполнении
перевозок грузов в пределах России. В настоящем
отчета эта идея была развита. Здесь обозначены
цели, которые преследуются введением этого
документа. В данном отчете также предложены
процедуры применения Товарно-транспортного
документа и пояснения по его структуре.
- На данной стадии работы важно сразу отметить,
что разработка и применение документа
представляют собой сложный и трудный процесс.
Было бы существенно полезно обсудить
предложения по Документу с как можно более
заинтересованным количеством сторон - особенно с
транспортными операторами, поскольку в будущем
именно им возможно предстоит использовать этот
Документ. Целесообразно было бы реализовать
экспериментальное использование Документа -
возможно лишь в нескольких отобранных пилотных
регионах или среди нескольких пилотных
операторов - все это с тем, чтобы проверить, что:
- документ прост в применении
- все записанные в нем данные дают достаточно
подробную и необходимую информацию
- записанные данные могут реально быть
использованы для целей мониторинга за
перевозками.
Кроме того, одной из целей работы
консультантов над Документом - была разработка
такой системы, которая обеспечивала бы
транзитное страхование автотранспортных
перевозок, выполняемых в пределах России. Крайне
важно обсудить эти предложения с
представителями страхового бизнеса до того, как
будут предприняты шаги по широкому
распространению применения Документа.
- Введение предполагаемой обязательной
Товарно-транспортной накладной при
автотранспортных перевозках является еще одной
дополнительной мерой административного
регулирования - вначале это будет относиться
только к перевозчикам, а затем и к
грузоотправителям и к грузополучателям.
Предполагается, что равноправность требований
ко всем участникам транспортного процесса будет
урегулирована по мере того, как коммерческие и
правовые преимущества новой системы перевесят
расходы и неудобства. Однако, чтобы достичь эти
цели, система должна с самого начала ее введения
должным образом управляться и административно
регулироваться.
- Предлагается, что требование обязательного
использования Документа должно относиться в
равной мере и к операторам, выполняющим
перевозки грузов для собственных нужд и к
операторам, работающим за вознаграждение
(коммерческим операторам). Факт перевозки груза
исключительно для собственных нужд должен быть
отмечен в Товарно-транспортной накладной. В
законодательстве следует уделить специальное
внимание детальному определению того, что
относится к перевозкам исключительно для
собственных нужд.
- Предполагается, что в общественных интересах
было бы для ряда транспортных операций принять
исключения из обязательной Товарно-транспортной
накладной. Предлагаемые исключения перечислены
и описаны во втором разделе.
- Согласно действующему Гражданскому Кодексу
Российской Федерации, (Глава 40, статья 785),
сформулированы требования к контрактам на
перевозку, доказательность выполнения которых
должна быть подтверждена наличием
Товарно-транспортной накладной. Однако,
содержание этого документа не определено в
действующем ныне российском законодательстве.
Консультанты проекта понимают, что в настоящее
время у перевозчика нет никаких обязательств в
отношении груза пока нет контракта. Когда такой
контракт есть, тогда перевозчик может нести
ответственность за потерю груза, его порчу и
возможные последствия этого. Законодательством
не определены никакие ограничения на
ответственность.
- Отсутствие документации - подтверждающей
происхождение груза, участников перевозочного
процесса и пределы их индивидуальной
ответственности - делают практически
невозможным выполнение страхования груза в
настоящее время. Вероятно транспортные
операторы и их клиенты хотели бы введение
страхования грузов в ближайшем будущем, чтобы
избежать значительных финансовых потерь в
случае кражи груза или повреждения в результате
несчастных случаев и дорожно-транспортных
происшествий. Страхование транзитных грузов
обычно требуется, например, европейскими и
американскими торговыми партнерами.
- На самой первой стадии введения Документа будет
необходимо разрешить вопрос о разграничении
полномочий официальных лиц, которые будут вести
мониторинг всей схемы применения обязательной
Товарно-транспортной накладной. Проверка
записей (отчетности) на предприятиях могла бы
осуществляться Российской транспортной
Инспекцией (РТИ) и/или Налоговыми инспекциями.
Рекомендуется, чтобы налоговые органы также
имели доступ к этой документации, поскольку в ней
содержится информация о ведении транспортного
бизнеса и можно определить доходы и прочую
налогооблагаемую базу. Например, если Налоговая
инспекция обнаружит, что транспортная компания
выполнила некоторую перевозку, то инспектор
вначале должен проверить в автотранспортной
ассоциации или в другой организации, которая
будет выдавать бланки Товарно-транспортной
накладной, какое количество этих документов было
выдано именно этому оператору. Когда инспекторы
посещают транспортные предприятия, то они могут
проверить: сколько Товарно-транспортных
накладных еще не использовано, сколько
заполненных, проверить соответствуют ли эти
записи отмеченной в счетах плате за перевозку;
такая проверка может быть проведена по каждой
Товарно-транспортной накладной.
- Проверки на дорогах могут выполняться силами
ГИБДД, являющейся составной частью Министерства
внутренних дел. Вероятно, инспекторы ГИБДД могли
бы налагать на перевозчиков соответствующие
штрафы, если перевозка выполняется без
Товарно-транспортной накладной или по
неправильно заполненному Документу. Для того,
чтобы был полностью реализован потенциал
предлагаемой схемы, весьма существенным
представляется, чтобы выявленная ГИБДД
информация также поступала в РТИ и Налоговые
инспекции (подробно эти предложения описаны в
четвертом разделе "Затраты и выгоды").
- Товарно-транспортные накладные могут
использоваться Налоговыми органами также и
другим образом. Если, например, проводится
проверка финансового состояния какой-либо
фабрики или какого-то импортера, то налоговые
инспекторы могут вначале посетить офис
транспортной компании, которая была последней
доставившей/или вывезшей груз. Благодаря
обязательной Товарно-транспортной накладной
транспортная компания имеет записи о каждой
товарной позиции ввезенной или вывезенной с
фабрики. Налоговые инспекторы могут проверить
счета этой фабрики на предмет: есть ли в них
запись об оплате транспортных услуг за каждую
записанную в Товарно-транспортной накладной
перевозку.
Другими словами, если какой-либо груз
перевозится по автомобильной дороге в какую-либо
точку (являющуюся звеном в цепочке некоторой
поставки товара), то эта перевозка должна
обязательно сопровождаться Документом,
содержащим описание груза, перевозчика,
грузоотправителя и грузополучателя. Такая
Товарно-транспортная накладная позволит более
легко и просто обнаруживать возможные сделки
"черного" рынка путем просто всего лишь одной
простой проверки Документа.
- Перевозки для собственных нужд и исключения
- Перевозки для собственных нужд
Предлагается, что требование
обязательного использования
Товарно-транспортной накладной должно
относиться в равной мере и к операторам,
выполняющим перевозки грузов для собственных
нужд и к операторам, работающим за
вознаграждение (коммерческим операторам). Факт
перевозки груза исключительно для собственных
нужд должен быть отмечен в Товарно-транспортной
накладной. Перевозчики собственных грузов -
например фабрика, которая использует для
перевозок собственные автотранспортные
средства - могут также быть заинтересованы в том,
чтобы их грузы страховались. Хотя при таких
перевозках риск хищения груза может быть меньше,
чем при перевозках, выполняемых наемным
оператором, в тоже время такой риск имеет место,
также как и риск повреждения груза в результате
несчастного случая или дорожно-транспортного
происшествия.
Что касается коммерческих операторов,
то они могут столкнуться с проявлениями
недобросовестной конкуренции со стороны
перевозчиков собственных грузов, например, когда
последние нелегально выполняют перевозки для
третьих лиц. Например, автотранспортное
средство, работающее под лицензией на перевозку
собственных грузов, вообще говоря должно
возвращаться порожним после выполнения доставки
какого-либо груза, но оператор использует
автомобиль для перевозки грузов третьего лица.
Возможность получения такого "левого"
(незапланированного) дохода позволяет
некоммерческому перевозчику назначать
значительно меньшие цены за перевозку, что
создает условия недобросовестной конкуренции с
коммерческим перевозчиком, который не имеет
никаких других доходов, кроме доходов от
перевозок. Более того, в описанной ситуации
некоммерческий перевозчик может вообще
договориться о выполнении перевозки для
третьего лица за наличные, соответственно никак
не декларируя эти доходы в своих счетах. В этом
случае бюджеты всех уровней (Федеральный,
местный и субъекта Федерации) теряют налоговые
поступления в их доходную часть, поэтому могут
начать политику компенсации потерь путем
введения дополнительных налогов, отчего в первую
очередь пострадают коммерческие операторы,
которые и так "прозрачны" для налоговых
органов.
Если перевозимые описанным образом
грузы третьего лица будут потеряны или похищены,
то это создаст большую проблему для этого лица.
Поскольку нет никаких документов на перевозку,
то он не может доказать, что за нанесенный ущерб
несет ответственность данный (по сути
нелегальный) оператор, который согласно лицензии
имел право перевозить грузы только для
собственных нужд. Пострадавший заказчик
"нелегальной" перевозки не сможет ни
потребовать компенсации, ни получить страховое
возмещение.
Если водитель и/или оператор будут
подвергаться проверке на дорогах на предмет
содержимого автотранспортного средства и
предъявления документов, в которых указан
грузополучатель, то вероятно, и персонал
транспортного предприятия и его руководитель
будут избегать использовать активы предприятия
мошенническим (нечестным) путем.
Каждый новый принимаемый закон должен
содержать ясное и однозначно толкуемое
определение транспортных операций,
выполняемых за плату или вознаграждение и
операций по перевозке только собственных грузов,
при этом в законе должны быть оговорены
нерегулируемые в отношении Товарно-транспортной
накладной перевозки - например, использование
автотранспортных средств ремонтными
работниками, или перевозка, обеспечивающая
выполнение профессиональных обязанностей,
эксплуатация автотранспортных средств местными
органами власти.
На уровне Федерального Правительства
должно быть принято решение о том, какие
транспортные операции следует исключить из
списка обязательно сопровождаемых
Товарно-транспортной накладной (или не вводить
никаких исключений вообще). Введенные исключения
должны быть ясно и однозначно определены.
Например, в соответствующем Федеральном Законе
должно быть указано, что список исключений
утверждается Указом Президента. Такая ясная
адресность источника и однозначное понимание
сделает более легкой и быстрой процедуру
внесения возможных изменений в список, что может
потребоваться исходя их первых итогов
применения обязательной Товарно-транспортной
накладной. Операторы транспортного рынка должны
быть заблаговременно извещены о введении
системы обязательной Товарно-транспортной
накладной и о списке исключений, чтобы они могли
своевременно внести соответствующие изменения в
технологии своей работы. Ассоциации
автомобильного транспорта и пресса,
специализирующаяся на вопросах автотранспорта
могла бы помочь в распространении необходимой
информации.
- Консультанты проекта вносят на рассмотрение
исключение следующих автотранспортных средств и
транспортных операций из системы обязательного
применения Товарно-транспортной накладной:
(1) Малые автотранспортные средства
Федеральное Правительство должно
рассмотреть возможность исключения малых
автотранспортных средств из схемы применения
обязательной Товарно-транспортной накладной -
возможно это должны быть те малые
автотранспортные средства на эксплуатацию
которых не требуется получение лицензии. сейчас
в России эксплуатируется значительное
количество мини-фургонов (мини-вэнов).
Потребовалась бы весьма значительная
административная работа по выдаче и
отслеживанию использования обязательной
Товарно-транспортной накладной для каждого из
них. Кроме того, обычно такие малые грузовые или
грузопассажирские автотранспортные средства
часто используются на сборно - развозочных
маршрутах (например, почтовые
автомобили-фургоны). Для таких случаев было бы
весьма сложно разработать форму
Товарно-транспортной накладной, в которой нужно
было бы записывать информацию о 20-30
грузополучателях. Клиенты перевозчика были бы
недовольны вскрытием пакетов, отправленных им,
особенно в ситуациях, когда клиенты
чувствительны к возможному разглашению их
коммерческих или политических сведений.
Даже если операторы малых
автотранспортных средств исключены из системы
обязательной Товарно-транспортной накладной,
они могут на добровольных началах использовать
ее, особенно если они заинтересованы в
страховании. Они будут вероятно использовать эти
накладные, чтобы иметь возможность доказать
какая часть принятого ими груза и в какое время
была повреждена или потеряна, особенно если груз
был застрахован на значительную сумму.
Предлагается, чтобы пороговая
величина для определения какие именно малые
транспортные средства исключаются из системы
обязательного применения Товарно-транспортной
накладной, основывалась на максимальном весе
автотранспортного средства брутто, то есть на
величине, включающей вес автомобиля, груза,
водителя, инструментов и топлива. Большинство
европейских стран в данном случае использует
именно эту величину веса груженого и полностью
снаряженного автотранспортного средства.
Преимущества использования именно данной
величины (максимального веса брутто) - также
известной под названиями "разрешенный
максимальный вес" или "брутто вес
автотранспортного средства" - заключаются в
том, что она как правило показана на пластине,
прикрепляемой производителем автотранспортного
средства. Поэтому ее легко обнаружить и сверить.
(2) Грузы, которые являются частью
отправки, выполняемой по другой
сопроводительной документации
Если груз отправляется для перевозки
по маршруту, частично проходящему по морю,
воздуху, железной дороге или по маршруту типа СМR,
то вполне очевидно, что согласно
законодательству такой груз должен
сопровождаться определенной документацией. Если
в ходе выполнения такой перевозки от
транспортного оператора будет требоваться
дополнительно использование Российского
стандартного Документа (например,
Товарно-транспортной накладной) в дополнение к
авиа-/морским/железнодорожным/СМR документам, то
суммарные бюрократические требования к
перевозчику станут не выносимыми и не
справедливыми.
Поэтому предлагается исключить из
системы те поездки, которые полностью уже
регулируются действующими требованиями к
Товарно-транспортной документации, естественно
исключению подлежат лишь те поездки, в ходе
которых оператор имеет корректно оформленные и
действительные документы. Правительство может
рассмотреть вопрос включения перевозок
опасных грузов в систему обязательного
применения Товарно-транспортной накладной
предлагаемого нового стандарта. Соглашение по
ДОПОГ предписывает только содержание
транспортного документа, но не дает
представления ни о его формате, ни о его разделах.
Если бы такие детальные описания разделов были
добавлены в форму документа ДОПОГ, то было бы
логично использовать один и тот же документ и для
перевозок опасных грузов и для перевозок других
грузов. Это уменьшило бы потребности в обучении
персонала как использовать и заполнять
транспортный документ, а для проверяющих
инспекторов сделало бы процедуру мониторинга
более простой и быстрой (так как нужно было бы
проверять всего один стандартный документ),
кроме такой стандартный формат документа
облегчил бы его компьютерную обработку (введение
в компьютер, анализ и распечатку).
(3) Отдельные категории грузовых
автотранспортных средств, подлежащие исключению
из системы обязательного использования
стандартной Товарно-транспортной накладной
Правительство может рассмотреть
вопрос об исключении определенных категорий
операций на грузовом автотранспорте из системы
обязательного применения стандартной
Товарно-транспортной накладной с тем, чтобы
избежать введения лишнего объема
бюрократических действий. Например, такое
исключение может относиться к следующим типам
транспортных операторов или автотранспортных
средств:
- операторы железнодорожного транспорта,
трамвайного или метрополитенного
- автотранспортные средства, используемые на
очистке от снега, посыпании песком или солью
- автотранспортные средства, используемые для
ремонта водопроводной сети, газовых сетей,
очистных сооружений, телекоммуникационных
сетей, отопительных систем и электрических сетей
- автотранспортные средства, используемые при
строительстве и эксплуатации автомобильных
дорог
- автотранспортные средства, используемые
медицинскими службами, например машины скорой
помощи или машины, на которых осуществляется
доставка в больницы, госпитали, поликлиники
- автотранспортные средства, используемые
милицией, пожарными службами и военными
- автотранспортные средства, используемые при
чрезвычайных обстоятельствах - эвакуации и
спасении пострадавших
- автотранспортные средства, используемые
органами власти -Федеральными, субъектов
Федерации и местными, с некоммерческими целями
(Федеральное Правительство может захотеть
рассмотреть введение специальных требований к
сбору, перевозке и захоронении опасных отходов)
- автотранспортные средства, используемые радио
и телевизионными станциями
- автотранспортные средства, используемые для
эвакуации поломавшихся транспортных средств
- автотранспортные средства, используемые для
проверки и анализа состояния автомобильных
дорог при решении вопросов ремонта дорог, их
содержания и развития
- автотранспортные средства, используемые
почтовыми службами (а также возможно частными
перевозчиками, выполняющими, подобно почте,
услуги доставки писем и мелких конвертов -
например, компании TNT, DHL, City Express и т.п. - при
условии, что информация, указываемая ими при
заполнении квитанций, в других их документах
записывается в точности таким же образом)
- некоммерческие перевозки каких-либо товаров
для частных целей самого водителя
автотранспортного средства непосредственно или
для его семьи, например, перевозка домашнего
имущества
- автотранспортные средства, используемые
водителями-инструкторами для обучения
водительскому мастерству
- фургоны, перевозящие наличные деньги, кредитные
карты, банковские документы и другие ценные
бумаги, ценные металлы (обычно банки имеют полное
детальное описание отправки, поэтому не имеет
смысла и небезопасно останавливать такие
автотранспортные средства для проверок).
Вообще говоря, все эти предложенные
исключения связаны с видами деятельности.
осуществляемыми органами федеральной власти,
властей субъектов федерации и местных. В
большинстве случаев транспортные операции,
являющиеся частью представленных видов
деятельности, не оплачиваются непосредственно
потребителями этих транспортных услуг. В ряде
случаев, внесенные в список исключений
транспортные операции являются настолько
жизненно важными и непредсказуемыми ни по
объему. ни по месту реализации (например, ремонт
водопроводных систем или метрополитена), что
абсолютно нереалистично составлять детальные
описания и финансовые планы таких поездок.
- Функции и цели типового (стандартного)
Документа
Функции и цели Товарно-транспортной
накладной могут быть распределены на три группы:
- связанные с официальным контролем и
соответствующими процедурами
- удовлетворяющие коммерческие требования
- связанные с вопросами безопасности.
1) Официальный контроль и
соответствующие процедуры
- предоставлять механизм контроля,
гарантирующий, что операторы грузовых
автотранспортных средств имеют соответствующие
лицензии
- предоставлять пути и возможности проведения
аудита автотранспортных операций с целью
проверки налогообложения
- давать возможность сбора необходимой
статистики по транспортным операциям
2) Коммерческие функции и цели
- предоставлять доказательства, что грузы были
переданы перевозчику
- предоставлять доказательства, что грузы были
получены грузополучателем в хорошем состоянии
- давать письменное подтверждение правомочности
сбора платы за перевозку, а также других платежей
- предоставлять доказательства потери, порчи или
хищения груза при решении вопросов выплаты
страхового возмещения, если такие случаи
возникнут
3) Функции и цели, связанные с
безопасностью
- Предоставлять информацию для каких-либо
необходимых проверок и рассмотрений, связанных с
выполнением перевозок специальных грузов, таких,
например, как опасные грузы или продукты,
требующие особого температурного режима
перевозки.
Затраты и выгоды
Сумма затрат,
связанных с введением в действие системы
обязательной Товарно-транспортной накладной,
имеет важное значение. На данной стадии
разработки предложений консультанты проекта не
имеют необходимой информации для детального
анализа возможных затрат, однако такой анализ
должен быть выполнен сразу же с первых шагов
введения системы в действие.
Главные выгоды введения такой системы
заключаются в улучшении качества систем
лицензирования и налогообложения, особенно в
части поступления налогов в государственный
бюджет. Главные расходы при введении системы в
действие понесут транспортные операторы,
поскольку им предстоит покупать бланки
Товарно-транспортной накладной (по цене
покрывающей издержки на их тиражирование и плюс
небольшую прибыль организации,
распространяющей/продающей эти бланки), кроме
того операторы будут тратиться на заполнение
бланков и их хранение.
Тем не менее, помимо обеспечения
возможности удовлетворения требований
законодательства и обеспечения введения системы
страхования грузов, данная схема обязательной
Товарно-транспортной накладной дает также
потенциально большую, хотя и не столь явную
выгоду добросовестным грузовым
автотранспортным перевозчикам. Ныне действующие
законы не могут помочь таким добросовестным
операторам, сталкивающимся с проявлениями
недобросовестной конкуренции со стороны
нелегально работающих в каком-либо секторе рынка
перевозчиками, которые избегают уплаты налогов,
не могут содержать свои автотранспортные
средства должным образом и не могут проявлять
заботу и охранять имущество своих
грузоотправителей надлежащим образом. Такая
несправедливая конкуренция приводит к
уменьшению доходов легальных операторов ,
снижает их возможности по инвестированию в
приобретение новых автотранспортных средств для
обновления парка. В настоящее время
законодательство таково, что чаще всего
Российской транспортной инспекции и налоговым
органам трудно выявить нелегальных операторов.
Если будет введена система, при
которой оператор должен будет вначале получить
лицензию на выполнение перевозок, затем получить
стандартную (типовую) документацию по
Товарно-транспортной накладной, если при этом
будут проводиться обычные проверки документов
(водительских прав и Товарно-транспортной
накладной) на дорогах, то станет очень трудно
работать нелегальным операторам. Водитель,
который не сможет показать действительную
товарно-транспортную накладную, может
рассматриваться как зацепка для выяснения
обстоятельств перевозки грузов "черного
рынка" или товаров, утаиваемых от
налогообложения. Если записи грузоотправителей
и грузополучателей открыты и доступны для
проверки, и оба имеют документы о том, как грузы
были доставлены или получены, то это станет
средством предотвращения от использования
нелегальных транспортных операторов.
Выдача Товарно-транспортной накладной
Предлагается, чтобы система обязательной
Товарно-транспортной накладной находилась под
общим патронажем Министерства транспорта
России, но чтобы постепенно день за днем контроль
над системой передавался Российскому
автотранспортному Союзу (РАС), уже действующему в
настоящее время. Передача полномочий должна
сопровождаться подписанием официального
подробного Соглашения между этими
организациями.
- Очень важно, чтобы документ
(Товарно-транспортная накладная) был
одновременно доступен во всех регионах России.
Если этого не сделать, то сама идея системы будет
искажена. Также крайне важно, чтобы структура
документа и правила его заполнения и
использования были бы также одинаковыми
повсеместно в России. Операторы должны быть
уверены, что их Товарно-транспортные накладные
будут считаться действительными и понимаемыми
одинаково инспекторами во всех регионах России,
и что не будет недобросовестной ценовой
конкуренции среди организаций, выдающих этот
Документ.
Поэтому предлагается следующее -
- Российский автотранспортный Союз (РАС)
организует:
1) печать бланков Товарно-транспортной
накладной
2) поставку оптом (крупными партиями)
каждой организации, которая будет иметь лицензию
на распространение Документа .
Оптовая печать стоит значительно
дешевле, структура Документа будет стандартной и
это будут бланки строгой отчетности
(распространяющая организация будет
централизованно вести учет номеров всех бланков
напечатанных и проданных).
- Если будут какие-либо проблемы с доставкой и
распространением документа, печатаемого
централизованно, на всю территорию России, то
можно будет поручить печать в некоторых регионах
определенным компаниям. Если это будет сделано,
то крайне важно создать соответствующую систему
мониторинга над процессом распространения
бланков, поскольку вследствие множества
источников выпуска документов, могут возникнуть
случаи подделки, параллельной нумерации и т.п.
Тем организациям, которым будет предложено
печатать бланки, возможно будет целесообразно
вести согласованные действия, используя
электронные средства передачи информации.
- РАС в отношении бланков Товарно-транспортной
накладной будет подвергаться аудиту и контролю
со стороны Министерства транспорта.
Региональным ассоциациям автомобильного
транспорта должна быть представлена возможность
давать свои замечания и, если необходимо, даже
выставлять претензии по схеме действия
обязательной Товарно-транспортной накладной,
адресуя их как в РАС, так и в Министерство
транспорта. Рекомендуется, чтобы планировались
регулярные - например ежеквартальные - встречи
для обсуждений на эту тему, а также чтобы
существовала система срочного оповещения и
созыва для решения экстремальных вопросов.
- РАС будет продавать крупные пакеты
пронумерованных документов в Региональные
ассоциации, которые в свою очередь будут иметь
лицензию на право продажи бланков транспортным
операторам, если ассоциации смогут
продемонстрировать, что в точности способны
удовлетворять требуемым стандартам, которые
заносятся в письменный контракт. В этом
контракте должно быть отражено, что:
- Ассоциация выдаст Товарно-транспортную
накладную только тем перевозчикам, которые имеют
подписанный с региональной ассоциацией контракт
на поставку бланков. Он также включает легально
подшитую к контракту декларацию, что перевозчики
имеют лицензии операторов транспортного рынка,
что они честно намерены записывать в
соответствующие разделы Товарно-транспортной
накладной все требуемые данные о сторонах
процесса перевозки и о грузах, и что различные
части накладной будут предоставляться
грузоотправителям и грузополучателям.
- Лицензии операторов транспортного рынка по
каждому оператору, заявившему желание подписать
контракт, должны быть проверены, а их номера
должны быть записаны.
- Должны храниться записи (отчеты) о номерах
выданных бланков документов
- Доходы от продажи бланков Товарно-транспортных
накладных должны отражаться в соответствующих
бухгалтерских счетах Организаций, имеющих
лицензии на продажу этих бланков (счетах
ассоциаций автомобильного транспорта). РАС не
должен отказывать какой-либо региональной
ассоциации автотранспорта в выдаче лицензии на
продажу бланков, если эта ассоциация учреждена
законным образом, отвечает требованиям РАС к
таким организациям и подписала необходимый
контракт. Незаконной будет считаться выдача
документов (Товарно-транспортных накладных) если
нет соответствующего корректно подписанного
контракта.
Организация, имеющая лицензию
на выдачу (продажу) Товарно-транспортной
накладной (например, региональная ассоциация
автотранспорта) не должна отказывать или мешать
продаже бланков Документа тем. кто не является
членами этой ассоциации. У ассоциаций не должно
быть интереса поступать так, поскольку они будут
получать прибыль от продажи каждого бланка.
Однако у ассоциаций может появиться искушение
препятствовать снабжению не членов ассоциации
этими бланками в надежде, что тогда предприятия
подпишутся под членство. Предлагается снизить
риск такого неправильного ведения дел
ассоциациями путем оповещения всех ассоциаций,
что РАС будет предпринимать самое строгое
расследование по каждому факту поступившей
жалобы.
Работники РАС должны иметь возможность
выезжать на места и проверять ассоциации (или
другие организации, получившие лицензию на
продажу бланков Товарно-транспортных накладных)
с точки зрения корректного ведения процедуры
продажи бланков. Официальное лицо РАС (инспектор)
может прекратить полномочия
организации/ассоциации по выдаче и продаже
бланков Товарно-транспортной накладной, если он
заметить какие-либо несоответствия предписанным
правилам распространения и продажи Документа.
- Должен быть разработан также апелляционный
механизм - возможно это должны быть обращения в
Российскую транспортную инспекцию или к
министру транспорта или в суд - если какая-либо
региональная ассоциация посчитает, что ей
несправедливо отказали в продолжении права
распространения бланков Товарно-транспортной
накладной. В такой спорной ситуации прежде всего
следует уделить внимание решению вопроса о
продолжении снабжения местных операторов (в чьем
регионе ассоциации отказано в праве
распространения бланков документов)
необходимыми бланками. Постоянная и свободная
возможность местных операторов приобретать
бланки может быть нарушена, если права
региональной ассоциации на продажу бланков
Товарно-транспортной накладной будут резко
прекращены без механизма замены
распространяющей организации. следует иметь в
виду. что потребуется определенное время для
создания новой системы распространения бланков
другой организацией. Поэтому, в случае
возникновения каких-либо проблем, наиболее
приемлемым решением видится следующее: система
распространения и продажи бланков
Товарно-транспортной накладной через
региональные ассоциации автотранспорта должна
находиться под непрерывным персональным
контролем руководителя территориального
отделения Российской транспортной инспекции, до
тех пор, пока система не будет отлажена и начнет
устойчиво работать в корректном режиме. Отзыв
лицензии региональной ассоциации
автотранспорта на продажу бланков
Товарно-транспортной накладной должен быть
последним средством.
- Потребуется некоторое время, прежде, чем
региональные ассоциации будут существовать во
всех регионах России. одним из путей реализации
системы распространения и продажи бланков
Товарно-транспортной накладной в таких регионах
может быть наделение РАС соответствующей
лицензией, при условии такого же контроля за
этими его функциями, как и за соответствующими
функциями региональных ассоциаций. Поскольку
РАС расположен в Москве, было бы необходимо
делегировать полномочия по распространению и
продаже бланков каким-либо местным организациям
- возможно региональным отделениям Российской
транспортной инспекции - в тех регионах, где еще
не создано ни одной автотранспортной ассоциации.
- Организация. имеющая лицензию на продажу
бланков Товарно-транспортной накладной должна
будет платить незначительную фиксированную
плату за каждый бланк, который она получает в РАС.
Эта плата в конечном итоге будет возмещаться (да
еще и с незначительной фиксированной прибылью)
за счет транспортного оператора, который купит
бланк. Оба вида оплаты - цена, которую платит
лицензированный продавец бланков (например,
региональная ассоциация автотранспорта),
получая их в РАС, и цена, по которой этот продавец
дает бланки транспортным операторам - должны
быть зафиксированы Российским автотранспортным
Союзом; но при этом Министр транспорта должен
быть наделен полномочиями вмешиваться в
установление цены. если он чувствует, что
установленные цены чрезмерны. Цена для
транспортного оператора должна быть невысокой,
чтобы платежи за необходимые ему бланки не стали
существенной финансовой обузой для него. Цель
всей системы обязательной Товарно-транспортной
накладной заключается в улучшении перевозочных
услуг, а не в том, чтобы сделать на
распространении этих бланков какую-либо прибыль
или внести еще одни поборы на автотранспортных
операторов.
- На каждом документе должен быть проставлен его
номер, по которому возможно будет восстановить
цепочку: какая организация/ассоциация и какому
автотранспортному оператору продала этот бланк.
Такая система позволит налоговым органам
удостовериться, что оператор ведет учет
выполненных перевозок и корректно показывает
свои доходы в счетах.
- Существенным обстоятельством является то, что в
РАС будут храниться записи/отчеты с указанием
номеров бланков Товарно-транспортных накладных,
выданных региональным ассоциациям
автотранспорта ил другим организациям, имеющим
лицензию на распространение и продажу бланков.
Таким же образом весьма важно, что каждая
региональная ассоциация автотранспорта будет
хранить записи/отчеты с указанием номеров
бланков Товарно-транспортных накладных,
выданных отдельным автотранспортным операторам.
эта информация может также использоваться для
сбора каких-либо статистических данных. Кроме
того, такие записи могут использоваться при
расследовании фактов мошенничества - например,
если оператору с очевидно малым оборотом
(небольшими объемами перевозок) выдано
необъяснимо много бланков Товарно-транспортной
накладной. Это может быть только если оператор
перепродает бланки на черном рынке для
"леваков".
Данные записи должны быть доступны налоговым
органам - либо при непосредственном посещении
офисов региональных ассоциаций налоговыми
инспекторами, либо посредством направления
регулярных отчетов ассоциациями в налоговые
органы. Налоговые органы получат возможность
выявлять автотранспортных перевозчиков. которые
не показывают свои источники доходов ( и сами
доходы, соответственно). Налоговые инспекторы
получат также возможность сравнить
задекларированные доходы и записи в полученных
транспортными операторами Товарно-транспортных
накладных. Чтобы провести совершенно корректное
сравнение, нужно будет посетить и
автотранспортного оператора и грузоотправителя,
чтобы выяснить какая плата была назначена за
перевозки. На начальной стадии таких проверок
уже сразу станет ясно, какие из автотранспортных
операторов наиболее часто попадаются на
несоответствиях в документации.
Цепочка ответственности за выпуск, выдачу и
распространение обязательных
Товарно-транспортных накладных может быть
примерно такой, как предложено в организационной
схеме, прилагаемой здесь.
v v v v v v v
- Ответственность транспортного оператора
Ответственность перевозчика уже
обсуждалась выше в контексте соответствующих
разделов. В этом разделе подведем итоги,
сказанному ранее - оператор несет
ответственность за то, чтобы:
- подписать контракт с соответствующим
агентством, выдающим/продающим бланки
Товарно-транспортных накладных и честно и
добросовестно заполнять их и использовать.
- иметь действующую лицензию оператора и
предъявлять ее при заказе бланков
Товарно-транспортных накладных.
- иметь оформленную Товарно-транспортную
накладную на каждую поездку, связанную с
перевозкой грузов, будь-то перевозка для
собственных нужд или перевозка за
вознаграждение (оплату) для третьего лица.
- хранить неиспользованные бланки
Товарно-транспортных накладных как бланки
строгой отчетности, сообщать организации,
выдавшей бланки, о потере или краже и корректно
использовать имеющиеся бланки
- вести соответствующий учет
- сотрудничать с различными силовыми органами
власти и их представителями (РТИ, ГИБДД,
Налоговыми органами) по вопросам использования
Товарно-транспортных накладных.
VII.
Процедура применения
Документов
Процедура использования документа
зависит от его структуры. Возможны несколько
альтернатив, зависящие от типа транспортных
операций, которые будут охватываться данным
бланком Товарно-транспортной накладной. Консультанты
проекта полагают, что будет очень сложно
документировать каждый простой единичный тип
перевозочной операции, используя один и тот же
бланк Товарно-транспортной накладной. В
отдельных ситуациях, возможно будет необходимо
введение второго типа документа, называемого
“Грузовой лист”’ (см. пункт 2 этого раздела).
- В случае простой/обычной доставки
ограниченного набора товаров/грузов с участием
двух сторон—
например, если компания – поставщик
строительных материалов доставляет шесть
стальных балок в одно и то же место или поставщик
шоколада выполняет доставку 100 идентичных
коробок конфет в магазин, то вполне достаточно
любую из подобных перевозок оформлять только
одним бланком, но в количестве 3-х
экземпляров/копий. Бумага для бланка такой
Товарно-транспортной накладной должна быть
самокопирующаяся, чтобы облегчить и ускорить
процесс, не применяя отдельные листы
копировальной бумаги. Это хотя и простой
казалось бы вопрос, но он важен, поскольку если
применяется копировальная бумага, то ее после
использования нужно будет удалять. Бланк
Товарно-транспортной накладной должен иметь
такую структуру разделов (так должен быть
спроектирован и расчерчен), чтобы его можно было
заполнять вручную, на пишущей машинке или на
компьютерном принтере. Документ должен
заполняться перевозчиком или грузоотправителем.
Предполагается, что каждый бланк будет
расчерчен так, что можно заполнить информацию по
10 различным товарным позициям. Для какой-либо
поездки может потребоваться заполнение
одновременно двух и более бланков, если нужно
отметить в Товарно-транспортной накладной более
20 товарных позиций.
Процедура использования бланков накладной
такова:-
- Верхний экземпляр, так называемый оригинал (или
все экземпляры при использовании
самокопирующейся бумаги) заполняется и
подписывается перевозчиком и грузоотправителем.
Это служит идентификацией подписи
грузоотправителя и подтверждением того, что он
передал а перевозчик принял грузы в хорошем
состоянии, описанном в бланке накладной. Если нет
возможности проверить состояние груза –
например, если он упакован в запломбированные –
это обстоятельство должно быть явно записано при
заполнении бланка накладной.
- Грузоотправителю оставляется оригинал (или
верхняя копия при заполнении самокопирующегося
бланка накладной). Этот бланк может
потребоваться ему в нескольких случаях: -
- доказать, что он произвел оплату перевозчику
(при проверках налоговыми органами/при
расследовании фактов мошенничества)
- подать жалобу, если грузы оказались украденными
или были потеряны (в этом случае бланк
используется как доказательство того, что грузы
были переданы перевозчику)
- заявить претензию по транзитному страхованию
грузов (в случае тех же причин – потери или кражи
груза)
- защититься от претензий грузополучателя, если
последний не получил грузы вообще или получил
поврежденные товары (при этом можно использовать
бланк накладной в которой перевозчик указал, что
он получил их в хорошем состоянии).
- Вторая и третья копии Товарно-транспортной
накладной доставляются вместе с грузом к месту
назначения. В этих бланках (как уже упоминалось
выше) стоит копия подписи грузоотправителя и
подтверждение (подпись) перевозчика, что грузы
были переданы ему в хорошем состоянии. Эти записи
на второй и третьей копиях были воспроизведены
автоматически если при заполнении оригинала
использовались самокопирующиеся бланки
накладной.
- Грузы должны быть проверены по прибытии
грузополучателем, который подписывает вторую (и
автоматически – так как самокопирующаяся
бумага) третью копии. Если грузополучатель не
имеет возможности проверить грузы во время, то он
должен это отметить в бланке накладной. После
подписи грузополучателя вторая копия забирается
водителем и по мере возможности быстрее
доставляется в офис перевозчика – то есть после
завершения рейса или завершения смены водителя
(в зависимости от обстоятельств). Перевозчик
обязан хранить полученные от грузополучателя
бланки Товарно-транспортной накладной как
бланки строгой отчетности в течение как минимум
установленного периода времени – например в
течение одного года – чтобы в любой момент
времени иметь возможность предъявить бланки для
проверки. Таким образом, к данному моменту
времени перевозчик имеет документ, который:-
- содержит описание перевезенных грузов, а также
даты и время отправки груза, подтвержденные
грузоотправителем
- содержит данные о грузоотправителе
- имеет подпись, подтверждающую, что в точности
описанные в Товарно-транспортной накладной
грузы были получены грузополучателем.
Таким образом, имея такой документ
перевозчик становится правомочен взимать плату
за выполненную перевозку. Он также может
использовать этот документ защищаясь от
обвинений в том, что грузы были потеряны или
повреждены во время перевозки.
Грузополучателю остается копия,
которая может использоваться им при следующих
обстоятельствах:-
- Если он не имеет возможности детально проверить
грузы при получении их о перевозчика, то об этом
нужно сделать отметку в бланке накладной. В этом
случае перевозчик не сможет заявить, что
грузополучатель признал в момент приемки груза,
что груз был доставлен в хорошем состоянии.
- Если перевозка выполнялась на условиях оплаты
грузополучателем, то этот бланк является
основанием для платежа (и обоснованием расходов
грузополучателя, предъявляемым при
необходимости налоговым органам). Если
грузополучатель произвел оплату за перевозку
водителю наличными, то он должен выдать водителю
соответствующую квитанцию, водитель при этом
подписывает свой экземпляр квитанции (и
автоматически в силу самокопирующейся бумаги
также экземпляр квитанции, остающийся у
грузополучателя) – эта квитанция является
документом о получении денег. В описываемом
случае оплаты перевозки водителю наличными
грузополучатель не должен признавать факт
получения груза до тех пор, пока водитель не
запишет и не заверит своей подписью факт
получения денег от грузополучателя. Для
транспортной компании, в которой работает
водитель, его подпись на квитанции означает
право потребовать деньги от водителя.
- Экземпляр Товарно-транспортной накладной
грузополучателя может также иметь и другие
способы использования. Например, представители
налоговых органов могут посетить фабрику.
Налоговый инспектор (или налоговый полицейский)
могут спросить: “ кто вам доставил сырье и каким
именно образом?”. Если ему ответят, что перевозка
выполнялась на автотранспортном средстве, то
инспектор может попросить показать ему бланки
Товарно-транспортных накладных за тот период
времени, в течение которого грузополучатель
должен хранить их. Анализируя эти бланки можно
будет проверить/сверить , что:-
- перевозчик задокументировал выполненную
работу и в своих бухгалтерских счетах показал
полученные платежи за перевозку
- записи перевозчика совпадают с записями о
поставке груза (например, что перевозчик не вел
себя как мошенник, проделав несколько рейсов с
одним и тем же грузом и взяв плату за каждый такой
рейс)
- грузоотправитель задокументировал факт
продажи своего товара (отправленного как груз
грузополучателю) в своих бухгалтерских счетах.
2) Товарно-транспортная накладная на
перевозку с участием нескольких сторон
Было бы трудно применять описанную
схему обязательной Товарно-транспортной
накладной к маршрутам с доставкой по нескольким
адресам – например, если на одном большом
автотранспортном средстве выполняется доставка
мелких партий/пакетов груза в каком-либо городе.
Еще более трудно было бы задокументировать
перевозки, используя бланк вышеописанной
накладной, если в процессе перевозки участвуют
промежуточные лица - например субконтракторы,
транспортные экспедиторы или какие-либо
промежуточные склады. Ниже представлены
подробные идеи для таких “сложных” случаев,
однако это не значит, что из-за нестандартности,
сложности ситуации должны быть какие-либо
задержки во введении простой/обычной
Товарно-транспортной накладной в действие.
- На самом деле для таких “сложных” случаев
проблема заключается в том, что есть несколько
организаций или лиц – сторон перевозки и
информация о каждом из них должна быть занесена в
Товарно-транспортную накладную. Например, это
могут быть несколько различных
грузоотправителей, сформировавших некоторую
консолидированную отправку груза (некий
объединенный груз), несколько различных
автотранспортных операторов, объединившихся для
выполнения всей перевозки или несколько
автотранспортных операторов, каждый из которых
выполняет оговоренную его субконтрактом часть
перевозки, несколько грузополучателей (если
отдельные части грузовой отправки должны быть
доставлены по разным адресам. В таких случаях
практически невозможно будет записать всю
требуемую информацию обо всех участниках
процесса перевозки в одну таблицу
Товарно-транспортной накладной, тем более если
сама грузовая отправка состоит из нескольких
разных грузов, которые также должны быть описаны
в таблице.
- Поэтому, предлагается использовать два
различных типа транспортных Документов в таких
вот описанных “сложных/комплексных” случаях,
причем для такой перевозки нужно будет оформлять
оба документа:-
- Товарно-транспортная накладная
– такая, как
была описана выше, которая по сути являет собой
набор инструкций от грузоотправителя
перевозчику по доставке груза из пункта А в Б
- Грузовой Лист
– набор инструкций, которые
дает перевозчик/транспортная компания водителю
по перемещению списка грузов из одного
указанного места в другое.
- По-прежнему предполагается, что для таких
“сложных” перевозок Товарно-транспортная
накладная должна оформляться в трех экземплярах,
каждый бланк имеет свой номер и
выдается/продается только специально
лицензированной для этого организацией. Эта
снабжающая бланками организация должна
проверить, что заявитель -транспортный оператор
имеет лицензию на выполнение перевозок и ведет
отчетность и записи по полученным бланкам
Товарно-транспортных накладных. Грузовой Лист
может быть напечатан непосредственно в офисе
перевозчика, но в нем должен быть указан список
номеров Товарно-транспортных накладных,
применимых к каждой грузовой позиции/грузовому
месту.
- Причина, по которой предлагается ввести такое
различие заключается в том, что например,
какой-нибудь из промежуточных транспортных
операторов собирает несколько отправок из
нескольких мест. Затем, он доставляет отправки на
склад/грузовой двор или станцию, где идет
переработка грузов – разделение или объединение
отправок, упаковка, затем эти (уже по сути новые)
отправки развозятся по разным адресам. Это дает
возможность комплектовать различные отправки,
например, все отправки, предназначенные для
М-региона собираются на одном грузовом
автомобиле (это позволяет избежать
использования 3 или даже четырех автомобилей для
целей доставки тех же грузов).
- Поэтому необходимо будет доказать, что:-
- грузоотправитель (грузоотправители) передали
перевозчику какой-либо груз или группу грузов, и
что перевозчику заказали доставить их
грузополучателю или нескольким
грузополучателям
- грузы были получены перевозчиком в хорошем
состоянии
А ТАКЖЕ
- водитель автотранспортного средства знает и
ведет учет каждого груза/каждой товарной позиции
на своем автомобиле
- водитель автотранспортного средства знает кто
дал ему груз (грузы) и куда они должны быть
доставлены или были доставлены.
- Поэтому грузоотправитель должен в бланке
Товарно-транспортной накладной указать
наименование каждого вида груза, которое должно
быть отправлено конкретному грузополучателю.
Должна заполняться и предоставляться
транспортному оператору одна
Товарно-транспортная накладная на каждого
грузополучателя, таким образом, например, если
комплектуется одна отправка на автотранспортном
средстве, и она должна частями развозиться по
трем грузополучателям, то должно оформляться три
Товарно-транспортные накладные. Водитель или
уполномоченный менеджер перевозчика должен
подписать копию накладной, тем самым признавая
факт получения груза.
- Если водитель собирает дополнительные грузы до
возвращения на склад/грузовой двор/грузовую
станцию, тогда он должен получить и подписать для
этих дополнительных грузов накладную для
каждого грузополучателя. На этой стадии
процесса, каждый грузополучатель уже получил
квитанцию и водитель может отчитаться за все
грузы в его автотранспортном средстве.
ПРИМЕР
- Грузоотправитель №1 отправляет следующие
грузы:
один x 100 кг ящик запчастей в гараж
господина Ч. в Смоленск
два x 20 литровых бочёнка моющей
жидкости в гараж господина Ч. в Смоленск
20 коробок автомобильных
радиоприемников в магазин господина К. в
Смоленск.
Должно быть оформлено две
Товарно-транспортных накладных этим
грузоотправителем №1 – одна, описывающая обе его
отправки в адрес господина Ч., вторая – должна
описывать его отправку в адрес господина К.
- Грузоотправитель №2 также имеет намерение
отправить грузы в Смоленск. Он хотел бы послать
четыре упаковки шин “Матадор” в гараж господина
Ч. в Смоленске. Этот грузоотправитель должен
будет оформить отдельную (третью)
Товарно-транспортную накладную, поскольку он
рассматривается как другой, отличный от первого
грузоотправитель.
- На складе/грузовом дворе/грузовой станции
указанные грузы сортируются. Очень вероятно, что
они могут быть объединены с имеющимися на складе
другими грузами, например, таким образом, что все
грузы, направляемые в какой-нибудь регион будут
погружены на одно автотранспортное средство.
Водитель дает менеджеру грузового склада
врученные ему грузополучателями три
Товарно-транспортные накладные, менеджер
проверяет грузы и эти накладные.
- Менеджер транспортной компании – перевозчика
готовит Лист Отправок (пакетов грузов) для
каждого автотранспортного средства, указывает в
нем также маршрут и точки назначения. Это так
называемый Грузовой Лист. Этим Листом
транспортная компания подтверждает, что она
получила все поименованные в Листе грузы и дала
соответствующие инструкции водителю. Водителю
дается копия этого Листа, а также ему вручаются
две оставшиеся копии Товарно-транспортной
накладной (первая остается у грузоотправителя)
каждого грузоотправителя.
- В каждой точке назначения, грузополучатель
проверяет доставленные ему грузы. Он подписывает
и ставит дату на Товарно-транспортной накладной,
что служит признанием получения груза. И подпись
и дата автоматически отпечатываются на обеих
копиях Товарно-транспортной накладной (так как
используется самокопирующаяся бумага).
Грузополучатель оставляет у себя одну копию
Товарно-транспортной накладной, а водитель
забирает себе другую.
- Таким образом, к данному моменту времени,
грузополучатель имеет документ, подтверждающий,
что он получил перечисленные в
Товарно-транспортной накладной грузы от
грузоотправителя и что эта доставка была
выполнена занесенным в Товарно-транспортную
накладную перевозчиком в отмеченный
грузополучателем день и час. Если
грузополучатель производит оплату по месту
доставки наличными, то водитель должен
зафиксировать получение денег им от
грузополучателя на обоих экземплярах
Товарно-транспортной накладной – остающейся у
грузополучателя и остающейся у водителя. Если
грузополучатель получает груз от перевозчика в
долг, то есть будет платить за перевозку не в
момент доставки груза, а чуть позже по счету, то
он может сверить инвойс (выставленный счет) и
Товарно-транспортную накладную. Чтобы инвойс был
законным, каждая указанная в нем позиция должна
совпадать с соответствующей позицией
подписанной Товарно-транспортной накладной.
- Водитель оставляет грузополучателю одну или
более подписанных накладных, подтверждающих
получение груза. таким образом водитель может
доказать, что грузы были доставлены. Если
водителю заплатил деньги грузополучатель сразу
на месте при получении груза, то водитель должен
отчитаться за них, поскольку водитель подтвердил
этот факт получения денег как на своей копии
Товарно-транспортной накладной, так и на копии
грузополучателя.
- Затем водитель повторяет весь описанный
процесс в каждой точке назначения, ставя галочку
напротив каждой Товарно-транспортной накладной
в своем грузовом листе, по мере передачи грузов
грузополучателям. если его остановит ГИБДД или
РТИ, то он имея Товарно-транспортные накладные и
Грузовой лист будет способен отчитаться за
каждую грузовую отправку в своем автомобиле
(которая находится в нем сейчас, а также которая
была в нем, но на данный момент времени уже
передана грузополучателю). По тем отправкам
груза, которые водитель уже доставил, он имеет
пометку, например, перечеркнутый (то есть
"закрытый") блок, относящийся к этому грузу,
в Грузовом Листе, а также имеет подписанные
грузополучателями Товарно-транспортные
накладные. По каждой отправке груза, которую
водитель еще не доставил, он имеет не помеченный
(открытый) блок, относящийся к этому грузу в
Грузовом Листе, а также имеет две копии
Товарно-транспортной накладной.
- Когда водитель возвращается в гараж/на свое
предприятие/на стоянку, он отдает транспортному
менеджеру предприятия Грузовой лист, в котором
помечены все доставленные грузовые места, также
он дает менеджеру одну оставшуюся копию каждой
Товарно-транспортной накладной. Те грузы,
которые не были доставлены водителем
грузополучателю по какой-либо причине, водитель
также отдает транспортному менеджеру. В этом
случае водитель делает пометку "не
доставлено" или какую-либо подобную пометку, а
транспортный менеджер подтверждает это ставя
вторую подпись и забирает у водителя две копии
Товарно-транспортных накладных по каждому
такому не доставленному грузу.
К этому моменту времени работа
водителя считается выполненной. Транспортный
менеджер может заняться выставлением платежных
требований, которые будут направлены
плательщику за перевозку, или подсчетами и
счетам, которые должны быть заполнены за
выполненную работу.
- Если какой-то груз был потерян или похищен в
процессе перевозки, то с помощью предлагаемых
документов можно будет восстановить картину, где
это произошло:
1) Между пунктом погрузки
у грузоотправителя и грузовым двором/складом
перевозчика
грузоотправитель имеет подписанную водителем
Товарно-транспортную накладную, подтверждающую,
что водитель получил груз
транспортная компания - перевозчик не имеет
подписи грузополучателя на своих копиях
Товарно-транспортной накладной
грузополучатель может подтвердить, что грузы
ему не были доставлены.
2) На грузовым дворе/складе перевозчика
- грузоотправитель имеет подписанную водителем
Товарно-транспортную накладную, подтверждающую,
что водитель получил груз
- водитель имеет копию Грузового листа,
подписанную транспортным менеджером
- транспортная компания - перевозчик не имеет
никаких подтверждений от грузополучателя в том,
что ему были доставлены грузы
3) Между грузовым
двором/складом перевозчика и местом приемки
груза грузополучателем
грузоотправитель имеет подписанную водителем
Товарно-транспортную накладную, подтверждающую,
что водитель получил груз
транспортная компания - перевозчик имеет копию
Грузового листа, доказывающую, что грузы были
переданы водителю
транспортная компания - перевозчик на своих
копиях Товарно-транспортных накладных не имеет
никаких подписей грузополучателя и он может
подтвердить, что ему не были доставлены грузы.
3) Субконтракты (подряды)
- Если вся работа или только ее часть выполняется
по субконтракту, то перевозчик передает свои две
копии Товарно-транспортной накладной
субконтрактору, а также передает ему несколько
модифицированный Грузовой лист, в котором
содержится перечень грузовых мест/отправок и
точек их назначения (только по тем грузам,
перевозка которых поручена субконтрактору).
Субконтрактор подписывает этот Грузовой лист и
возвращает его копию основному подрядчику -
исходной транспортной компании, тем самым
подтверждая факт получения грузов от нее.
- После того, как грузы будут доставлены, клиент -
грузополучатель подписывает две копии
Товарно-транспортной накладной (или накладных),
одну оставляет у себя, а другую отдает водителю.
Водитель возвращает полученную им от
грузополучателя Товарно-транспортную накладную
(накладные) в офис субконтрактора.
- При организации такого процесса,
грузоотправитель может доказать, что он отправил
груз, имея на руках свою копию
Товарно-транспортной накладной, подписанную
основным перевозчиком.
- Основной перевозчик может доказать, что он
передал грузы субконтрактору, имея на руках
подписанную субконтрактором копию Грузового
листа.
- Субконтракторный перевозчик может доказать,
что он доставил грузы грузополучателю, имея на
руках свою копию Грузового листа и подписанный
грузополучателем экземпляр
Товарно-транспортной накладной.
- Грузополучатель может доказать, что именно он
получил, имея на руках свою копию подписанной
Товарно-транспортной накладной.
- Если какая-либо отправка (какое-либо грузовое
место) субконтрактируется вторично или даже
третий раз, то предлагаемая система также
разрешает все вопросы с документами. В этих
случаях, второму или третьему субконтрактору
передаются вместе с грузом также экземпляры
Товарно-транспортной накладной основного
перевозчика и грузополучателя. В каждом случае,
когда основной перевозчик (или субконтрактор)
отдает всю перевозку или только ее часть
субконтрактору (или субконтрактору
субконтрактора - то есть субконтрактору второго
уровня), он ему одновременно передает
Товарно-транспортные накладные по
соответствующей части груза и копию Грузового
листа, оставляя вторую подписанную копию этого
листа у себя. Таким образом перевозчик может
доказать, что он вручил груз субконтрактору. В
сферу обязанностей всех задействованных сторон
перевозки входит подписание соглашения о
разграничении ответственности за потерю или
порчу груза, кто и в какой мере будет отвечать за
это. В будущем, вероятно такие оглашения станут
заключаться с участием страховых компаний.
Возможно, страховые компании будут отказываться
страховать субконтрактные перевозки опасных или
ценных грузов.
В заключение, еще раз перечислены три
основные характеристики системы обязательных
документов, состоящей из Товарно-транспортной
накладной и Грузового листа:
- Товарно-транспортные накладные
все время
находятся с грузом, в течение всего процесса его
перемещения от грузоотправителя к
грузополучателю
- Грузовой лист
остается у перевозчика в
течение выполнения части рейса (именно той части
маршрутной цепочки, которая относится к доставке
поименованных в листе грузов между адресами
грузоотправителя и грузополучателя.
- Должна оформляться одна Товарно-транспортная
накладная для набора грузов, направляемых от
одного грузоотправителя одному грузополучателю.
VIII. Предотвращение мошенничества
Основной возможностью мошенничества
может стать повторное использование
Товарно-транспортных накладных, при такой
перевозке грузоотправитель или грузополучатель
платят наличными перевозчику, который эти свои
доходы таким образом может скрывать от налогов.
Для случая Товарно-транспортной
накладной по перевозке, которая будет
выполняться одним рейсом, риск такого
мошенничества может быть уменьшен, если
требовать, чтобы на Товарно-транспортной
накладной проставлялось точное время и дата
отправки груза грузоотправителем и получения
груза грузополучателем, подтвержденная
показаниями одометра автотранспортного
средства в момент погрузки у грузоотправителя и
разгрузки у грузополучателя.
Если используется более одного
автотранспортного средства, то должны быть
зафиксированы регистрационные номера обоих
автотранспортных средств, а также начальные и
конечные показания одометров - то есть
используется та же процедура, что и при работе с
тахограммами. Если, кроме того, указывать место
начала и окончания рейса, то для инспектора
вполне очевидными станут отклонения водителя от
маршрута.
Второе соображение, грузополучатель
должен будет платить за доставленные ему грузы, и
потратит деньги своей компании на это. Например,
если по счетам грузополучателя видно, что
определенная сумма (скажем, 1000 долларов) была
потрачена на приобретение поступивших
материалов, в то время как расценки на
производимую данным грузополучателем продукцию
должны были бы соответствовать более высоким
ценам за потребляемые на производство материалы,
то эта очевидное несоответствие является
предметом расследования заинтересованных
налоговых органов.
В случае перевозок грузов, в которых
участвует много сторон (см. раздел VII- 2), еще более
трудно будет совершить мошенничество, так как в
Грузовом листе всегда отражены грузы, которые в
каждый конкретный момент времени находятся на
борту автотранспортного средства. В случае
смешанной отправки (пример которой приводился
выше), мошенничество еще более трудно было бы
совершить, так как трудно в точности
воспроизвести содержимое смешанной отправки и
трудно было бы уговорить сразу несколько
грузополучателей на мошенническое повторное
использование Товарно-транспортных накладных.
Приложение 1
Проект формы "Товарно-транспортной
накладной
включая объяснения по заполнению
формы
ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ НОМЕР:
123456
Отправитель (имя, адрес) 1
|
Перевозчик
(имя, адрес) 2 |
Получатель
(имя, адрес) 3 |
№ авто- 4 мобиля |
ФИО 5 водителя |
Перевозка 6 для собственных
нужд
|
Специальные
указания перевозчику 9 |
Перевозчики - субконтракторы 10 (последовательно)
|
Маркировка,
количество и вид отправок, описание грузов* 11 |
Вес
брутто (кг) 12
|
Дополнительные
отметки 13
|
Грузы
получены (подпись 14 получателя ) и дата |
Подпись
перевозчика и 15 дата получения им груза |
Подпись
отправителя 16
|
КОПИЯ
1 – ОТПРАВИТЕЛЮ
КОПИЯ
2 – ПЕРЕВОЗЧИКУ
КОПИЯ
3 – ПОЛУЧАТЕЛЮ
*
ОСОБОЕ
ВНИМАНИЕ спецификации опасных грузов:
1. Идентификационный
номер вещества (если есть) 2. Описание вещества 3.
Класс 4. Номера (количество) товарных
позиций/грузовых мест и буквы (если есть)
Форма Товарно-транспортной накладной
и ее заполнение
При рассмотрении вопроса о форме
Товарно-транспортной накладной консультанты
проекта учитывали, что она должна быть, с одной
стороны, как можно более простой, с другой –
должна содержать достаточное количество
необходимой информации для осуществления
эффективного законодательного и коммерческого
контроля (проверок правильного ведения
перевозочного бизнеса). Если
Товарно-транспортную накладную перегрузить
требованиями заполнения большого количества
информации, то возрастет вероятность
неправильного заполнения Товарно-транспортной
накладной или неполного заполнения –
перевозчики настолько могут оказаться
недовольными этим, что вообще будут избегать
заполнять ее форму.
Именно поэтому консультанты проекта
предлагают ограничить обязательные данные,
отражаемые в Товарно-транспортной накладной
всего 16 группами. Не следует считать, что только
упомянутые группы информации должны
показываться в Товарно-транспортной накладной,
стороны перевозочного процесса могут вносить в
накладную любую дополнительную информацию,
сверх требуемой, если они считают ее полезной.
Предлагаемые 16 групп обязательной информации,
отражаемой в Товарно-транспортной накладной
таковы:
- Наименование грузоотправителя и его адрес
- Наименование перевозчика и его адрес
- Наименование грузополучателя и его адрес
- Номер автотранспортного средства *
- Фамилия, имя, отчество водителя *
- Является ли эта перевозка некоммерческой (то
есть грузы перевозятся для собственных нужд) или
она не является таковой
- Начальные показания пробега автотранспортного
средства (по одометру) *
- Конечные показания пробега автотранспортного
средства (по одометру) *
- Специальные указания перевозчику
- Указание последовательности перевозчиков (если
есть субконтракты на перевозку)
- Маркировка, количество и вид отправок, описание
грузов
- Вес грузов брутто
- Резервный блок (дополнительные отметки)
- “Грузы получены”, дата и подпись
грузополучателя
- Подпись перевозчика и дата получения им груза
- Подпись отправителя
Некоторые данные формы
Товарно-транспортной накладной требуют
дополнительного пояснения.
Если каким – либо автотранспортным
средством выполняется перевозка, начинающаяся
со сбора грузов из нескольких мест и/или,
состоящая в доставке грузов одним
автотранспортным средством в несколько адресов,
то нет необходимости заполнять блоки 4, 5, 7, 8 – в
силу того, что эта информация будет отражаться в
Грузовом листе (его форма приведена ниже).
Блок 9 - специальные указания
перевозчику. В этом блоке Товарно-транспортной
накладной может содержаться специальная
информация, касающаяся организации доставки
груза (например, “груз должен быть доставлен до 18
часов”), или условий перевозки (например,
температура не должна превышать 5 градусов
Цельсия), или оплаты наличными по получении
груза.
Блок 10 - Указание последовательности
перевозчиков (если есть субконтракты на
перевозку). здесь указываются наименования всех
перевозчиков и их адреса.
Блок 13 - резервный блок. В этот блок
вносятся любые дополнительные описания,
дополнительная информация, связанная с
перевозкой, которую стороны, участвующие в
процессе перевозки пожелают внести (например,
что перевозчик или грузополучатель получил
поврежденный груз – указывается что именно
повреждено, или что некоторая часть отправки
пропала, или что не было возможности проверить
грузы).
Блок 16 – Подпись грузоотправителя.
никакую дату отправки груза не нужно указывать
здесь, поскольку, в блоке 15 указывается дата
получения груза перевозчиком от
грузоотправителя.
Образец формы Товарно-транспортной
накладной приведен на предыдущей странице (номер
30). Этот образец полностью соответствует
требованиям ООН по оформлению такого рода
документов.
Замечания по документу “Справка к
заседанию Совета Департамента автомобильного
транспорта по вопросу совершенствования форм
первичного учета работы автомобильного
транспорта”
Консультанты проекта также приняли во
внимание документ, подготовленный к Совету
Департамента автомобильного транспорта и
посвященный вопросу совершенствования форм
первичного учета работы автомобильного
транспорта. В этом документе рекомендуется
использовать одновременно и Путевой лист и
Товарно-транспортную накладную. Однако
консультанты проекта считают, что возможность
удовлетворения требований контроля за
деятельностью автотранспортных перевозчиков
должна предоставляться применением простой
формы транспортных Документов. Такой подход
рекомендуется ими с тем, чтобы одновременно
соблюдались условия простоты Документов,
невысокой стоимости их изготовления и
распространения и достоверности (корректности)
заполнения требуемой информации.
Путевой лист
Путевой лист, в том виде, в котором он
был предложен Совету департамента, смотрится как
форма действительно предназначенная для
контроля за деятельностью перевозчика и
водителя. Однако, консультанты проекта полагают
(и, соответственно, рекомендуют) что эти вопросы
могли бы контролироваться другими средствами.
Альтернативные методы и контролируемые
составные части процесса перевозки таковы:
Функция |
Альтернативный способ контроля |
- Удостоверение на право выполнения перевозок
грузов по автодорогам общего пользования
|
- Требование обязательного наличия в
автотранспортном средстве выставления
лицензионной карточки
|
2.
Удостоверение на право работы водителя на
автодорогах общего пользования, а также на право
эксплуатации автомобиля с прицепом и без него |
- Требование к водителю иметь при себе
действующие водительские права именно на ту
категорию автотранспортного средства, которое
используется при перевозке
Примечание : Консультанты
проекта задаются вопросом: есть ли действительно
необходимость в этом разделе Путевого листа так
подробно описывать автотранспортное средство и
прицеп, а также указывать сопровождающих лиц |
3.
Фиксация персональной ответственности за
надлежащую эксплуатацию подвижного состава и
готовности водителя к выполнению задания |
- “Выезд разрешен” подтверждается подписью
перевозчика в Товарно-транспортной накладной
(поэтому нет необходимости включать этот блок с
разрешением в Путевой лист)
Примечание : Подписи,
подтверждающие “автомобиль принял, водитель”
или “при возвращении автомобиль исправен
(неисправен)” не связаны с перевозкой грузов
напрямую. Поэтому эти вопросы принятия и
возвращения автомобиля в исправном состоянии
должны разрешаться не Путевым листом, а системой
ведения “дефектной ведомости” по автомобилю.
Таким же образом физическая пригодность
водителя к выполнению задания должна
разрешаться не Путевым листом, а системой
ведения “ведомости о состоянии здоровья”. |
4. Учет
времени работы автомобиля и водителя |
- Время работы водителей должно контролироваться
ведением реестра записей рабочего времени или
(что будет предпочтительнее в будущем)
использованием тахограмм
Примечание : Информацию о
простоях лучше отмечать не в Путевом листе, а в
блоке “Резервные дополнительные отметки” в
Товарно-транспортной накладной |
5.
Фиксация выдачи задания водителю и выполнения
задания |
- Вообще говоря, все вопросы этого блока Путевого
листа полностью покрываются записями в
Товарно-транспортной накладной.
Консультанты проекта задаются
вопросом: есть ли действительно необходимость
указывать точное время (до минут) убытия и
прибытия автотранспорта
Примечание : запись
“количество часов” явно является излишней,
поскольку напрямую связана с записью о рабочем
времени водителя (что отмечается в блоке 4
Путевого листа). |
6.
Фиксация расчетных справочно- информационных
данных |
- Большинство вещей, которые требуется
записывать в этот блок Путевого листа, нужны
только для целей ведения статистической
отчетности. Поэтому данные вопросы вместо
включения в путевой лист могли бы разрешаться
установлением обязательных правил
предоставления статистической отчетности
(посредством законодательства). Как эта
статистическая информация будет представляться
– это должен быть предмет заботы коммерческих
операторов, которым следует вести
статистический учет самим, если они хотят по
первому же запросу суметь доказать свою
аккуратную и честную работу.
|
Товарно-транспортная накладная
Есть ряд позиций, предложенных
разработчиками документа на Совет Департамента
для включения в новую Товарно-транспортную
накладную, ряд из них не соответствует
представлениям консультантов проекта о
целесообразной форме Товарно-транспортной
накладной и даже противоречит предложенной
консультантами форме. Какие именно данные
являются не приемлемыми на взгляд консультантов
для включения в новую Товарно-транспортную
накладную и почему их не следует включать
пояснено ниже:
Тип сведений |
Причины для исключения |
1.
Сведения о плательщике |
- Коммерческие сведения, не связанные напрямую с
требованиями к перевозке. В некоторых случаях
эти сведения могут представлять коммерческую
тайну.
|
2.
Сведения о грузовом экспедиторе |
- Эти данные можно было бы включить или в блок
описания грузоотправителя (блок 3 в форме
Товарно-транспортной накладной, предложенной
консультантами проекта) или в блок перевозчика
(блок 2 в упомянутой форме), если это приемлемо.
Если это не приемлемо, то данные сведения уж
наверняка можно показывать в блоке этой
накладной, носящем название “Специальные
указания перевозчику”.
|
3.
Информация о лицензии перевозчика и водителя |
- Поскольку в норме эти документы должны быть у
водителя в каждой поездке, то нет нужды включать
сведения об этих документах в
Товарно-транспортную накладную.
|
4.
Контракт, порядок и способ оплаты |
- Коммерческие сведения, не связанные напрямую с
перевозкой грузов.
|
5.
Точное указание времени прибытия и отправления |
- Не рассматриваются как необходимые сведения –
если они нужны для контроля за рабочим временем
водителя, то такой контроль должен проводиться
через реестр записей рабочего времени или (что
будет предпочтительнее в будущем) через
использование тахограмм.
|
6.
Стоимость груза |
- Конфиденциальная коммерческая информация –
собственник груза может не захотеть, чтобы
водитель или другие посредничающие лица знали
стоимость груза.
|
7.
Затраты на перевозки |
- Конфиденциальная коммерческая информация – в
особенности если используются услуги
субконтракторов
.
|
Грузовой лист
Что касается проекта формы Грузового
листа (см. раздел VII-2 отчета), то предлагается
включить в него следующие сведения:
- Наименование и адрес перевозчика
- Государственный регистрационный номер
автотранспортного средства
- Фамилию, имя, отчество водителя
- Начальные показания пробега (по одометру)
- Конечные показания пробега (по одометру)
В Грузовом листе отдельно для каждой
поездки по сбору отправок груза или их доставки:
- Номер Товарно-транспортной накладной
- Наименование (и только) грузополучателя или
грузоотправителя (другие сведения о них
приводятся в Товарно-транспортной накладной)
- Количество (номера) и типы отправок, а также
краткое описание грузов
- Вес груза
- Указание о том, “сбор” груза или “доставка”
выполняются
- Примечания (комментарии и дополнительные
сведения)
Предлагаемый проект формы Грузового
листа (не связанный с требованиями ООН к
оформлению такого рода документов) приведен
ниже:
1. Наименование и адрес перевозчика |
2. Номер
машины |
3. Имя водителя |
|
4.
Начальные показания одометра |
5. Конечные
показания одометра |
6. Номер ТТН |
7.
Наименование грузоотправителя или
грузополуча-теля |
8. Количество и
типы отправок, краткое описание грузов |
9. Вес |
10.
Сбор/Доста-вка |
11.
Примеча-ния |